ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Завадовский В В 
Методология ускорения инновационных процессов
Статья опубликована в: 2007г.N2, c.117; 
Рубрика: Инновации

В.В. Завадовский - кандидат экон. наук, доцент кафедры менеджмента и антикризисного управления СИФБД

В западной традиции методология трактуется как наука о методах научного исследования и способах изучения их познавательной ценности. Методы познания есть способы построения и обоснования систем научного познания, совокупность приемов и операций получения нового научного знания. Фактически метод – это совокупность предписаний различной степени жесткости. Есть среди них безусловные, которые точно необходимо выполнять, есть необязательные. Метод состоит из программ и алгоритмов. Программа представляет собой совокупность некоторых действий, алгоритм – последовательность действий [8].

В российской традиции методология – не только учение о методах как технических способах достижения цели. С одной стороны, методология рассматривается как учение о методах познания в целом, то есть в гносеологическом плане. С другой стороны, методология выступает как совокупность методов исследования и управления конкретными процессами. Таким образом, методология – это учение о принципах и формах организации познавательной деятельности, включая методы.

Научные принципы могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей мира и содержат в себе определенные требования к идеальному исследователю, ориентирующие его на познавательную дея¬тельность. К обыденным принципам относятся в основном те правила, кото¬рые сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти всегда субъективны.

Инновационная технология должна содержать в себе и научные и обыденные принципы, разделяемые самим новатором, который создает технологию для решения конкретных задач, подчас воспринимаемых субъективно.

Методологические основания теории зависят от методов, применяемых в ходе исследования. А методы, используемые в исследовании представителями той или иной теории, зависят от определенных методологических оснований.

Специалист по инновациям, менеджер, предприниматель – это прежде всего исследователь, и вопрос выбора конкретной методологии для него принципиально важен. Правильный выбор методологии гарантирует успех, помогает избежать фундаментальных ошибок. Понятие «метод» в буквальном переводе с греческого означает «путь к чему-то, проследование». Большинство инноваций терпят крах именно потому, что был выбран тупиковый путь, неверный метод. Использование адекватной методологии – обязательное условие успеха.

Человек всегда пытался найти эффективные способы создания нового.

На заре развития человечества приоритет отдавался философии как концепции мироустройства, определявшей и место человека в нем. Появились различные теории, между ними выявились противоречия. Философия не смогла дать ответы на все вопросы. На помощь пришла религия, объяснившая многие явления. Затем снова возникли вопросы, ответы на которые религия дать не смогла (например, как устроена Вселенная, почему она так устроена и пр.). Снова зайдя в тупик, человек обратился к науке как способу познания мира.

Для науки изначально характерен аналитический исследовательский подход – как доминирующий. На протяжении последних 400 лет он успешно использовался в ограниченном специализированном мире науки. Считалось, что, собрав всю информацию по проблеме, можно ее решить. Катастрофичность ситуации в том, что этот подход стали применять к решению всех проблем, и не только научных. В результате социально-экономические проблемы не только не решаются – они усугубляются. Тем не менее, несмотря на явные неудачи научного стиля мышления, люди упорно продолжают его применять. Подавляющее большинство людей считают его единственным способом рационального мышления.

Почему же научные подходы иногда терпят крах?

Дело в том, что наука создана для познания мира. Однако человек вознамерился не только познавать мир, но и активно его преобразовывать. Так родились технологии. Мы живем в век технологий. Наука постепенно сдает свои позиции в пользу технологий, которые проникли во все сферы жизни.

Исходя из сказанного методологию управления инновациями можно представить в виде иерархии из четырех уровней (рис. 1):

– общефилософской методологии, рассматривающей методы познания мира в целом;
– религиозной методологии как основы веры новатора в то, что он создает, которая позволяет ему преодолевать все препятствия на пути;
– научной методологии, обеспечивающей новатора методами научного исследования;
– технологической методологии, позволяющей эффективно внедрять инновации на рынке.

Рис. 1. Иерархические уровни методологии управления инновациями

Фундаментом методологии является общефилософская методология. Затем следует методология науки. Они тесно связаны. В период кризиса науки происходит переход к философии, то есть своего рода возврат к корням 1. Но философия, хотя и она близка к науке, в целом наукой не является. «Особенно ясно это стало в наше время, когда, вопреки классической философской традиции, в рамках которой философия трактовалась как особого рода наука, современные мыслители стали осуществлять философские построения, четко отграниченные от науки» (например, в рамках экзистенциализма утверждается, что философия не призвана давать какие-либо знания о действительности) [9, с. 24].

Религиозный аспект в инновационном процессе чрезвычайно важен, поскольку, как показывает исторический опыт, вера в то, что ты делаешь, бывает гораздо сильнее обстоятельств, которые мешают реализации задуманного. За идею, как известно, люди шли и на костер. Инновации как религия сильнее веры в Бога. Современные христианские богословы обращают внимание на то, что наука играет огромную роль в жизни общества и в целом высоко оценивают ее значение для социального и культурного развития человечества. Однако они указывают, что научные исследования сегодня нередко утрачивают «этический горизонт» [9, с. 78, 79].

Технологическая методология опирается на все три предыдущие уровня. Ни одна инновация не может быть внедрена на рынке без четкого понимания ее места в мире, без вербовки сторонников в свою веру и их поддержки, без научно обоснованного исследования и опытно-конструкторских работ.

Все уровни методологии управления инновациями оказывают влияние друг на друга, но некоторые влияют наиболее сильно (рис. 2).

Рис. 2. Взаимовлияние уровней методологии управления инновациями

Взаимодействие между уровнями методологии основывается на принципе дополнительности. Уровни не могут существовать автономно, они дополняют друг друга.

Анализ методологии показывает, что современная технологическая парадигма управления инновациями строится на движении от общефилософской методологии инноваций через религиозную и научную к технологической методологии.

Методология инновационной деятельности – это система методов, с помощью которых вырабатывается стратегия нововведений, включая систему необходимых факторов, условий, приемов, рычагов, механизмов.

Методологию можно разделить на общую и частную [1, с. 84]. В нашем случае под общей методологией будем понимать методологию наук, лежащих в основе изучения инновационных процессов, а под частной методологией – совокупность методов, лежащих в основе технологии управления инновациями.

Рассмотрим уровни методологии более подробно в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Общефилософская методология

В основе философии лежит мощный мировоззренческий аспект. Философия позволяет вновь и вновь ставить актуальнейшие вопросы: что есть человек, как устроен мир, как в нем жить… Уровень философских предпосылок связан со стилем мышления определенной исторической эпохи. Многие направления оказались тупиковыми. Но попытки понять устройство мира и место в нем человека вечны.

Методы можно разделить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы

Совокупность эмпирических методов и соответствующих им процедур можно представить в виде схемы (рис. 3).

Рис. 3. Эмпирические методы и процедуры их реализации

1. Наблюдение – восприятие происходящего без вмешательства в сам процесс. С позиций инновационного подхода возможности наблюдения конечны и дискретны.

2. Эксперимент – восприятие изменений объекта или процесса в ходе вмешательства исследователя. Вмешательство искажает ход процесса. Для инноваций эксперимент полезен тем, что позволяет создавать новые нестандартные ситуации.

3. Моделирование – исследованию подвергается не сам объект, а его модель – мысленная или материальная система, воспроизводящая объект. При моделировании поле для инноваций просто бесконечно.

Как видно из описания, каждый из эмпирических методов предоставляет исследователю огромный простор для творчества. Для реализации эмпирических методов используются три основные процедуры: измерение, сравнение и описание.

Инновационные подходы в общефилософских эмпирических методах разительно отличаются от стандартных (табл. 1).

Таблица 1
Сопоставление возможностей общефилософских эмпирических методов при разных подходах

На уровне эмпирических методов отсутствуют обобщения, выводы и интерпретации. Эмпирические методы служат фундаментом для инноваций и основой для теоретических методов.

Теоретические методы

1. Диалектика – восхождение от абстрактного к конкретному (Гегель), от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющих постичь предмет в его сущностных характеристиках. В каждой системе происходит борьба противоположностей; противоречия разрешаются по мере развития системы. Поиск новых идей – это постоянный процесс выявления конфликтующих противоположностей и создания способов их примирения.
2. Абстрагирование предполагает отвлечение от некоторых сторон объекта.
3. Аналогия – нахождение сходства между объектами.
4. Формализация – построение искусственного языка для описания объекта. Классический пример – математика.
5. Классификация – распределение объектов по группам в соответствии с определенными признаками.
6. Детерминированность – представление о научной теории как о зеркальном отражении объективной реальности, позволяющем получить полную картину некой области действительности в причинно-следственной связи явлений. Случайность в рамках данного метода не признается, науке приписывается свойство полноты, а задачи исследователя видятся в возможно более полном описании.
7. Вероятность доминирует в современных представлениях, и появление теории детерминированного хаоса вполне закономерно. Это приводит к пониманию очень важного свойства науки – неполноты и создает огромное поле для инноваций. Даже если, как казалось ранее, в рамках определенного поля все уже описано, простор для творчества, для пересмотра концепций остается всегда. И все это – результат признания вероятностного характера явлений.
8. Дедукция – движение от общего к частному. Жизнь гипотетического теоретического знания регулируется в основном нормами дедукции [3, с. 176].
9. Индукция – движение от частного к общему. К инновационным процессам более применим индуктивный подход, поскольку в процессе индукции инновация как бы рождается, конструируется из отдельных элементов. Междисциплинарная теория инноваций, которая содержит в себе достижения естественных и гуманитарных наук, должна строиться на основе индуктивного метода.
10. Редукционизм, теория конвергенции помогают построить упрощенную модель реального мира, свести сложное к простому.
11. Дивергенция – расширение картины мира, рассмотрение некой проблемы в более широком контексте.
12. Анализ – разделение исходного объекта на части, выявление его структуры.
13. Синтез – объединение компонентов системы в единое целое.

Безусловно, среди всех концепций философии науки наиболее разработанной и в силу этого наиважнейшей является как раз ана¬литическая философия науки [3, с. 181].

Попробуем сравнить стандартный и инновационный подходы в общефилософских теоретических методах (табл. 2).

Таблица 2
Сопоставление общефилософских теоретических методов в рамках стандартного и инновационного подходов

Повышение эффективности управления инновационным развитием социально-экономической системы (СЭС) опирается на философскую методологическую основу изучения инновационных процессов. «Философия создает общие мировоззренческие и методологические основы естественно-научного и социального познания всей окружающей человека действительности» [8, с. 112].

Религиозная методология

Религия – один из приемов догматизации знаний. Религиозная догма исходит из существования трансцендентных богов. В религии как инструменте управления четко прописано целеполагание.

Цели религиозной методологии:

– создать «систему богов» для пропаганды определенных идеологических установок;
– ориентировать – отделить истину от лжи (истина зафиксирована в установках, догматах, все прочее – ересь, ложь);
– убедить – с помощью чуда или силы;
– пропагандировать – довести нормы поведения до широких масс населения.

Религиозная нравственность является фундаментом для согласования различных установок в обществе. Это своего рода арбитраж.

Религия испытывает на себе значительное влияние других методологических уровней: философского, научного и технологического. Это приводит к формированию современных теологических концепций:

– фундаментализма – при описании библейской картины мира богословы ссылаются на данные науки;
– творения. Развитие научного познания поставило под сомнение правомерность буквального библейского описания миротворения. «Библейские рассказы о творении можно рассматривать только как свидетельство определенного этапа развития человеческого опыта, знания о мире, стиля мышления и речи людей того времени» [9, с. 90];
– теистического эволюционизма – синтеза научной и религиозной картины развития мира.

В рамках теории относительности пространство и время не рассматриваются как пассивные. Нет больших всемирных часов, есть локальное время. Все в мире взаимосвязано. И мир не столько живет по законом детерминизма, сколько подчиняется вероятности. Человек не является более венцом творения. Он сам становится творцом.

Сегодня огромного успеха добиваются азиатские страны, где новаторы черпают вдохновение в буддизме, предполагающем вероятностный подход в отличие от христианства и ислама.

В табл. 3 представлено сравнение стандартного и инновационного подходов в религиозных методах.

Таблица 3
Сопоставление подходов в религиозных методах

Как видно из анализа религиозной методологии, в ней содержится огромный потенциал для развития инновационных процессов.

Научная методология

Наука всегда оказывала существенное влияние на мировоззрение людей, затрагивая при этом и представления о Боге и об отношении к миру 2.

Законы науки реализуются по отношению не к реальным объектам, а к их моделям.

В настоящее время методология науки переключилась с гносеологии на трансцендентность. «Одной из главных причин беспомощности науки, невосприимчивости к научным рекомендациям власть имущих является неблагополучие в существующей методологии науки. К элементам этого неблагополучия можно отнести трансцендентные (выходящие за пределы опыта) объекты и высказывания, такие как бесконечные совокупности и процессы в математике. Наличие трансцендентности в науке сближает науку с религией и философией. В религии и философии трансцендентные существа и сущности фигурируют в виде богов, ангелов, бессмертной души, бесконечности и так далее» [6, с. 4]. Однако для управления инновациями в этом переключении есть положительный момент, поскольку сама инновация по своей природе трансцендентна.

Убежденность в истинности знания губит инновации. Чем реальнее ее объект, тем он менее инновационен. С помощью классификации как первичного уровня моделирования действительности непрерывные данные преобразуются в дискретные группы данных.

Стандартная цель науки – изучение реального мира и построение соответствующей замкнутой системы законов. Инновационная цель – создание идеального мира и открытой системы его законов. Сами законы в инновационных системах теряют объективность и становятся все более субъективными. В основе инновационной науки лежат не столько реальные знания, сколько гипотезы.

Основная проблема современной методологии – ее фрагментарность. Она возникла благодаря специализации знания в связи с накоплением в каждой из наук огромного материала и, главное, своих собственных методов. Причем, методы совершенствовались и оттачивались с огромной скоростью. Говорят, что специализация ведет к расхождению методов. Это правильно только в рамках стандартного подхода. Для инноваций фрагментарность полезна, поскольку расширяет поле деятельности.

Методология науки перестала исследовать основную проблему гносеологии – проблему соотнесения знания с реальной действительностью – и переключилась на исследование систем знаний – эпистемологию, подготавливая почву для создания новых инновационных систем.

Ключевой принцип современной методологии науки – расширение границ использования вероятностного подхода. А ключевой принцип самой науки – признание невозможности исчерпывающего описания действительности.

Основной принцип классической науки – рациональность, основной подход инновационного управления – научная иррациональность.

Рациональные методы универсальны. Но ценностная нейтральность науки невообразима. Результаты всегда преломляются через призму личности исследователя.

Научный результат обычно оценивают в плане эффективности. Однако в связи с вовлечением ученых в широкомасштабную модернизацию общества периодически актуализируется вопрос научной этики. Многие ученые и исследователи обращаются к религии как этической основе. Для некоторых из них тезис об этичности науки стал идеологическим прикрытием, позволяющим использовать научные достижения в своих целях. Таким образом, этика науки напрямую зависит от нравственности самого исследователя.

Сам процесс научного познания связан с выбором ценностных установок. Личность ученого влияет на научный результат. Чем инновационнее результат, тем больше личная ответственность исследователя перед обществом.

В научной методологии используются разные подходы (табл. 4).

Таблица 4
Сопоставление подходов в рамках общенаучной методологии

Изменения в методологии науки создают огромное поле для инновационной деятельности. Революционное развитие науки в целом или частных наук накладывает отпечаток на все науки. Например, квантовая механика давно уже вышла за рамки физики и радикально изменила практически все науки, естественные и гуманитарные.

Методы теории систем

Метод есть средство познания, способ воспроизведения в сознании изучаемого предмета. Если система открытая, то и способ ее познания должен быть открытым [7, c. 29]. Закрытый метод детерминирован – конструктивен, объективен, замкнут. Открытый метод вероятностен – неопределен, субъективен и условен.

Метод познания есть способ воспроизведения изучаемого объекта в мышлении. И если этим объектом является открытая система, то путь ее познания должен быть в той же мере открытым. Иначе воспроизводится нечто искаженное, обедненное, редуцированное.

Вопрос о самоценности методов ранее даже не ставился. Поэтому дефиниция «открытый метод» осознается с опозданием. Для инновационного подхода метод первичен. Успех инновации зависит именно от нестандартных методов:

1. Системный анализ – способ мышления, в результате которого объект исследуется всесторонне с помощью формальных и неформальных методов. Это методология решения сложных задач и больших проблем. Системный анализ позволяет применить системные концепции к функциям управления.
2. Системный синтез помогает не изучать готовую систему, а создавать новую, с новыми параметрами. Именно системный синтез должен стать основой инновационного процесса. Системный анализ предполагает полноту сбора информации. Системный синтез используется при ограниченности информации и связан с применением неформальных способов сбора информации на основе экспертной оценки.
3. Сбор информации традиционно неограничен, поскольку исследователь стремится собрать как можно больше информации. В условиях инновационного процесса при колоссальном дефиците времени информация должна быть строго ограничена и дозирована.
4. Измерение. В закрытой системе действует одномерное мышление: либо – либо. В таких системах существуют дилеммы – «необходимость – случайность», «качество – цена» (либо то, либо другое). Открытый подход заключается в том, чтобы выйти в третье измерение и посмотреть на ситуацию со стороны, от диады перейти к триаде. Это позволяет, например, соединить высокое качество товара с низкой ценой.
5. Изоморфизм – перенос системных знаний из одной области в другую. Инновационный процесс по своей сути изоморфичен. Наша финансовая школа предлагает вам уникальную услугу, по покупке диплома, то есть вы можете купить диплом нашего финансового учебного заведения, диплом будет в базе нашей школы!
6. Моделирование. При формировании сложного объекта результаты некоторых предшествующих стадий развития могут естественным образом выпадать, а другие, существенные, входят в преобразованном, трансформированном виде. Построение сложного целого ведет к видоизменению частей, элементов и подсистем, входящих в его состав 3.
7. Стимулирование. Часто система оттягивает процесс деградации, например, перенаправляя свою внутреннюю энергию не на работу, а на ее имитацию.

Математические методы

В математике используются детерминированные методы и вероятностные.

Сегодняшняя деятельность не только определяется прошлым, но и строится из будущего. Она должна ориентироваться (сознательно или интуитивно) на одну из возможных (и осуществимых!) в данной социальной среде структур – аттракторов развития.

Анализ развитых структур-аттракторов позволяет обнаружить локальные области, где процессы сегодня протекают так, как они будут идти во всей структуре в будущем, а также те области, где процессы сегодня протекают как в прошлом. Дело в том, что структуры – аттракторы эволюции определенным образом связаны друг с другом. Научившись «читать» пространственные конфигурации сложных эволюционирующих структур, можно усмотреть в них готовые элементы будущего – не прогнозируемого, а такого, каким оно в действительности будет, свободного от истолкований прошлого.

Роль математики в науке сильно преувеличена. Распространение математических моделей на все отрасли знания ничего кроме вреда не приносит. Инновационную деятельность вообще невозможно описать строгими математическими методами. В таком описании должны преобладать качественные методы.

Основные математические методы:

– абстрагирование, когда интуиция познающего субъекта выносится за пределы рассматриваемой системы;
– арифметическое моделирование, целиком базирующееся на опыте. Используется, когда объекты статичны или медленно меняются;
– геометрическое моделирование создает абстрактные конструкции, не существующие в природе, хотя относятся они к реальным, быстро меняющимся объектам. Сами объекты геометрии дискретны: точка, треугольник.

Метод трансцендентного бесконечного моделирования для математики мало пригоден. На его основе ничего нельзя сконструировать. Инновационные модели должны стать дискретными и конечными.

Управленческие методы

Сам по себе инновационный менеджмент имеет дискретный характер. Основные феномены, с которыми ему приходится иметь дело, дискретны:

– знания дискретны по своей природе;
– проект абсолютно дискретен;
– качество – система переходит скачками с одного уровня на другой;
– инновационная идея как озарение, мгновенная вспышка;
– кризис – резкое изменение параметров системы.

Поэтому сам инновационный менеджмент должен быть не аналоговым, а дискретным.

Рациональные методы принятия решений должны постепенно заменяться иррациональными. Рациональные методы могут быть представлены как дерево решений, причинно-следственная диаграмма. К иррациональным методам относится мозговой штурм.

Классический метод управления – «разделяй и властвуй» [5]. Для современной ситуации больше подходит иной метод: «объединяй и действуй». Причем, люди должны знать общую цель и быть готовы идти к ней.

В инновационном управлении активно используются скрытые методы, которые, в отличие от явных, не раскрывают истинные цели управления.

Основные методы управления:

– моделирование традиционно основывается на большом количестве элементов, если позволяет время, либо на упрощенной схеме, если времени на реакцию уже нет и ситуация вышла из под контроля. Инновационный подход предполагает заблаговременное проектирование системы – не сложной или простой, а адекватной;
– целеполагание традиционно заключается в постановке цели перед организацией, подразделением или конкретным человеком. Инновационный программно-целевой метод управления заключается в соединении нескольких проектов в единое целое;
– структурирование предполагает создание регулярной структуры, пригодной для решения любых задач. Для решения инновационных задач более подходит проектная методология, когда под каждую инновационную тематику создается своя проектная структура;
– оценка. Количественные оценки очень важны, но в инновационных проектах они теряют свою эффективность. В целях инновационного менеджмента гораздо важнее использовать экспертные методы, которые позволяют получить полуколичественные и качественные оценки;
– эвристические методы применяются редко, но в инновационном менеджменте – это основа принятия решений.

А самое главное – роль человека, творца в системе. Традиционно считается, что задача менеджера – грамотно организовать все процессы в организации. Инновационный менеджер должен, наоборот, вносить конструктивный элемент дезорганизации, обострения конфликтов для подстегивания инновационных процессов.

В составе механизма инновационно-инвестиционного менеджмента большую роль играют системы и методы внутреннего иновационно-инвестиционного контроля –проверки исполнения и реализации всех управленческих решений в сфере инновационно-инвестиционной деятельности [4, с. 48]. В инновационной системе контролю подвергается только конечный результат, но не сам процесс.

Финансовые методы

К финансовым методам относятся:

– бюджетирование;
– оценка эффективности проектов на основе дисконтирования и т.д.;
– функционально-стоимостной анализ. Метод системного анализа функции объекта (нового продукта), направленный на минимизацию затрат в сферах маркетинга, проектирования, производства, эксплуатации при сохранении (повышении) качества объекта строится на рассмотрении объекта через призму выполнения им соответствующих функций.

Маркетинговые методы

Методология маркетинга, опирающаяся на аналитические модели, не помогает сформировать инновационное поведение менеджеров. Все описанные в зарубежной и отечественной литературе методологии – аналитические. А для того, чтобы создать нечто новое, нужны синтетические модели.

Экономические методы

Современная методология регулирования рынка инноваций, в основе которой лежит категория «инновационная деятельность», основывается на двух гипотезах. Согласно первой в основе инновационного процесса лежит технологический толчок, согласно второй – давление рыночного спроса.

Основные экономические методы:

– метод технологического толчка;
– метод активизации рыночного спроса.

Политические методы

Используемые для управления инновациями политические методы всегда связаны с целями заинтересованных лиц, направлены на удовлетворение их потребностей. Научное познание и инновационную деятельность тоже нужно рассматривать через призму целей и ценностей.

Цель – это характеристика субъекта, а не объекта исследования. Количество исследуемых переменных определяется самим исследователем. Целостность объекта при этом может игнорироваться. Вычленяются лишь наиболее существенные или важные в данной ситуации компоненты системы. Существует, однако, проблема внешней зависимости научных исследований (от бизнеса, власти и т.п.).

Для политики характерно не инструментальное мышление, а целенаправленное. Превалирование личных или групповых интересов приводит к намеренному сокрытию и искажению информации.

Методологические приемы довольно редко попадали в политологию непосредственно из логики, математики или статистики. Чаще политологи получали уже приспособленные к специфике предмета методы из психологии, экономики или социологии – тех дисциплин, которые сыграли решающую роль в методологическом обогащении политической науки.

Перенять методы несложно. Когда трудоемкий процесс изобретения и начальной апробации завершен, метод может быть использован кем угодно – как при наличии, так и при отсутствии творческого воображения.

Яблоком раздора для многих политологов сейчас является отнюдь не идеология, а привнесенная в политическую науку методология. И если споры по вопросам идеологии возможны (хотя обычно бесплодны), то дискуссии приверженцев разных методологических школ никогда еще не приводили к консенсусу.

Ключевой метод – метод ограничений. Ограничения вводятся намеренно. В специальной литературе нередко встречаются многочисленные указания на фрагментацию политической науки.

Психологические методы

Перечислим психологические методы:

– рефлексия – самомышление;
– морфологический анализ. Он позволяет соединить в единую систему методы выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо функции конкретной инновации;
– морфологический синтез. Для реализации инновационного подхода нужно ограничивать и подстегивать мышление, сужать его и расширять. В этой связи в рамках метода морфологического синтеза (в ряде случаев – с использованием информационных технологий и баз данных) применимы:
– метод контрольных вопросов;
– матричное структурирование;
– синектический метод;
– метод фокальных объектов;
– метод инверсии;
– «мозговой штурм»;
– метод свободных ассоциаций;
– алгоритм решения изобретательских задач.

Методы инноватики

В методологии формирования и развития научно-инновационных систем остается еще множество проблем, которые затрудняют оценку научно-инновационной деятельности и ее влияния на экономическую эволюцию, конкурентоспособность корпораций и стран.

У специалистов разного профиля есть свои излюбленные методы. Инженеры предпочитают экстраполяцию, научные работники отдают предпочтение анализу образов, а маркетологи во главу угла ставят целеполагание. Подавляющее большинство управляющих высшего звена придерживаются интуитивной логики, хотя многие из них характеризуют себя как приверженцев анализа трендов.

Развиваясь самостоятельно, каждая отрасль, практическая или научная, идет своим путем и все больше отдаляется от других. Методы одной не подвергаются влиянию методов другой, между ними не происходит заимствований. В каждой из них создается свой особый язык, так что даже одни и те же понятия и процессы в них трактуются на свой лад.

Специалисты не справляются с огромным потоком разнородных теорий и методов.

Сегодня во многих областях исследователи пытаются использовать синтез. Математики стремятся построить огромное разросшееся математическое здание на основе теории множеств. Физики стараются синтезировать релятивистские и квантовые идеи. Биологи тратят огромные усилия на создание синтетической теории эволюции.

Наиболее творческие ученые приветствуют междисциплинарность, но в наше время мало кто может стать высококлассным специалистом более чем в одной научной области. Говорить о глубоких и всесторонних знаниях в двух или более дисциплинах вообще не приходится.

Способы преодоления этого ограничения:

– использовать не все, а только наиболее важные концепции;
– перейти от работы одиночек к формированию творческих коллективов.

Что касается междисциплинарной теории и методологии управления инновациями, то здесь без синтеза не обойтись, поскольку управление включает в себя огромное количество методов, принципов и инструментов, которые должны быть систематизированы и встроены в некую единую интегральную технологию.

Поэтому особое внимание следует уделить рассмотрению технологической методологии.

Технологическая методология

В результате многолетних исследований автор выяснил, что в России преимущественно используется несколько основных технологических методов управления инновациями.

1. Метод раздельных приращений, нацеленный на улучшение работы сразу по нескольким направлениям. В результате регион, предприятие, личность начинают функционировать эффективнее. К сожалению, часто решения принимаются постфактум, когда события уже произошли.

2. Метод раздельных результатов предполагает разбивку серьезной проблемы на отдельные составляющие, минимизацию и анализ элементов. Одна из причин пробуксовки реформ – приоритет личных целей по сравнению с целями государства (региона или предприятия). Недостаток метода – несвязанность между собой полученных результатов.

3. Метод управления по результатам позволяет этот недостаток преодолеть. Для всей системы задаются общие показатели. Результаты работы одних компонентов рассматриваются с позиций их влияния на работу других и фиксируются в настоящем. Кроме внутренних результатов работы компонентов в систему включаются показатели, отражающие результаты функционирования системы во внешней среде.

4. Метод целеполагания связывает настоящее и будущее. Для всей системы выстраиваются общие цели, которые объединяет друг с другом все компоненты.

5. Метод моделирования ориентирует на будущее. Синтезируется некая идея, которая может принести успех СЭС в перспективе, моделируется внешнее окружение, каким оно видится в будущем, и строится модель СЭС, которая сможет успешно функционировать в новой ситуации. Метод моделирования – наиболее рискованный из всех пяти, но помогает достичь истинного успеха в конкурентной борьбе, совершить настоящий инновационный прорыв. Главное – построить корректную модель будущей системы, модель будущего рынка.

Первые три метода предполагают тактические инновации и помогают лишь незначительно повысить конкурентоспособность и инновационность системы на основе роста операционной эффективности. Два последних метода (целеполагание и моделирование) гарантируют региону явные конкурентные и инновационные преимущества на основе стратегического позиционирования. Они позволяют придать системе уникальность и обеспечить ей выгодные стратегические позиции на рынке.

Технологическая методология инноваций базируется на научной методологии, религиозной и общефилософской. Использование их методов и инструментов позволит ускорить инновационные процессы в России, повысить конкурентоспособность предприятий и экономики в целом.

Примечания
1. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение с современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. 304 с.
2. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум // Проблемы методологии постнеоклассической науки. М., 1992.
3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Учеб. пособие. М.: Логос, 2004. 328 с.
4. Крутик А.Б., Решетова М.В., Никольская Е.Г. Инновации и инвестиции в предпринимательстве: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Б. Крутика. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2003. 927 с.
5. Макиавелли Н. Сборник. Мн.: Попурри, 1998. 672 с.
6. Малиновский Л.Г. Модельно-конструктивное мышление. М.: Наука, 2003. 656 с.
7. Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. 439 с.
8. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М.: Экзамен, 2005. 528 с.
9. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под. ред. В.И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. 551 с.


[1] - П.П. Гайденко, призывая вернуться от научного рационализма к философскому подходу, пишет: «Экологический кризис есть не только продукт индустриальной цивилизации в ее, так сказать, предметно-вещевой форме, но и продукт особого, характерного для нового времени типа ментальности, определяющего наше отношение к природе и понимание ее» [2, с. 20, 21].

[2] - Попытка синтеза науки и мистики в психологии предпринята В.А. Богдановым, который строит системную модель личности в контексте восточного учения о дао, русской философии всеединства. См.: Богданов В.А. Бог, личность и алгоритмы саморазвития. СПб., 1992. 86 с.

[3] - Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Коэволюция: человек как соучастник коэволюционных процессов // Устойчивое развитие: Наука и практика. № 102.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты