ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Барышева Г А Арцер Т В 
Налоговые льготы как инструмент социального партнерства
Статья опубликована в: 2007г.N2, c.54; 
Рубрика: Налоги

Г.А. Барышева - доктор экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики ИЭФ ТПУ
Т.В. Арцер - ассистент кафедры экономики ИЭФ ТПУ (Томск)

Одним из направлений сотрудничества бизнеса и власти является налоговое льготирование. С начала 1990-х гг. термин «налоговые льготы» в отечественной финансовой теории и практике стал использоваться достаточно широко, однако до сих пор нет четкого подхода к пониманию и классификации налоговых льгот, особенно касающихся фискальных послаблений физическим лицам. В связи с реформированием всей социальной сферы, включая систему социальных преференций, обращение к проблематике налоговых льгот представляется полезным и актуальным.

Налоговые льготы есть форма практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, маневрированием способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей фискальной политики.

Налоговые льготы – это элемент налогообложения, благодаря которому налогоплательщики получают право уменьшить свое налоговое бремя на законном основании. Полное отсутствие льготного налогообложения при достаточно высоких ставках налога, недостаточное количество налоговых льгот создают предпосылки для незаконного уменьшения налоговых обязательств либо уклонения от уплаты налогов.

Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и противоправны изначально. Другими словами, законного уклонения не бывает. Такого рода действия могут быть направлены как на снижение положенного размера подлежащих внесению в бюджет налоговых платежей, так и на полное избежание уплаты налога. Ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.

Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

Обычно налоговое регулирование определяется как целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях – сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы. Весьма действенным инструментом такого воздействия является налоговое льготирование.

Как и любой другой элемент налогообложения, налоговые льготы должны быть четко определены. Другими словами, устанавливающие их нормативные положения должны быть ясными и понятными для налогоплательщиков и не допускать неоднозначного истолкования. По общему правилу, закрепленному в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков (хотя налоговые органы порой истолковывают отдельные не совсем ясные положения закона и в свою пользу).

Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с части объекта, например, с определенной суммы дохода при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки [2; С 56].

В России состав налоговых льгот первоначально был установлен Законом РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации»: необлагаемый минимум объекта обложения, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового платежа за определенный период, целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов), иные налоговые льготы. Для периода 1990-х гг. характерен весьма широкий разброс положений о налоговых льготах по разнообразным нормативным правовым актам [1].

Предоставление налоговых льгот – функция власти, а инвестирование в научно-технические проекты – функция бизнеса. Интересы сторон наилучшим образом совпадают при реализации проекта особых экономических зон.

На территории России особые экономические зоны создаются в порядке, предусмотренном Законом от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это определяемая правительством часть территории страны, на которой действует специальный режим предпринимательской деятельности.

Резиденты ОЭЗ платят налоги в специальном порядке. Резидент промышленно-производственной ОЭЗ – это коммерческая фирма, зарегистрированная на той территории, в границах которой расположена зона, и заключившая с Федеральным агентством по управлению ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Резиденты технико-внедренческой зоны заключают с Агентством соглашение о ведении внедренческой деятельности. Причем, некоторые льготы распространяются только на резидентов первого типа ОЭЗ, а некоторые – только второго.

Отличия в налогообложении этих фирм заключаются в следующем.

Любые импортные товары, которые приобретает резидент ОЭЗ за границей, помещают под таможенный режим свободной таможенной зоны. Это означает, что по таким товарам не платятся таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Данные товары должны быть использованы для любых целей, если они соответствуют условиям соглашения между резидентом и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ.

Если такой товар продается, то с выручки от его реализации НДС начисляют по нулевой ставке (то есть в том же порядке, что и по экспортным операциям). Кроме того, нулевую ставку может применить и фирма – поставщик российских товаров, если их ввозят в ОЭЗ. Для применения такой ставки в налоговую инспекцию нужно представить контракт с резидентом ОЭЗ или его копию, копию свидетельства о регистрации фирмы-покупателя в качестве резидента ОЭЗ и т.д.

Полный перечень необходимых документов приведен в п. 1 ст. 165 Налогового кодекса. Если эти документы не будут собраны в течение 180 дней, начислять НДС придется в обычном порядке.

Для резидентов технико-внедренческих зон установлены льготные ставки по единому социальному налогу. Они значительно ниже тех, по которым платят налог обычные предприятия (организации).

Согласно статье 241 Налогового кодекса РФ, резиденты перечисляют всю сумму ЕСН в федеральный бюджет, а не распределяют ее между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

По налогу на прибыль у организаций, зарегистрированных в ОЭЗ, также есть ряд льгот. Часть из них касается только резидентов промышленно-производственных зон. Такие организации вправе начислять амортизацию по любым своим основным средствам с коэффициентом 2. Аналогичная льгота существует и для обычных организаций, но с некоторыми ограничениями, например, коэффициент ускорения применяют только по тем основным средствам, которые используются для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности. Причем, по основным средствам, включенным в первую – третью амортизационные группы, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, норма амортизации вообще увеличена быть не может.

Резиденты ОЭЗ могут учитывать при налогообложении прибыли убытки, полученные в прошлые годы, в полном объеме. Обычные организации также могут их списывать в уменьшение прибыли, но и в этом случае для них действуют некоторые ограничения. Так, общая сумма убытка, которую списывают в уменьшение прибыли, не может превышать 50 % от облагаемой базы. (Оговоримся, что это ограничение было установлено только на 2006 г. Затем право переноса убытка в полном объеме будет распространяться на все субъекты хозяйствования, независимо от того, являются они резидентами ОЭЗ или нет.)

Еще одна льгота касается расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Организации могут выполнять их самостоятельно или заказывать в специализированных компаниях (ст. 770 Гражданского кодекса РФ). Резиденты любых типов особых экономических зон имеют право их полностью списывать в уменьшение облагаемой прибыли. Нерезиденты должны списывать такие затраты постепенно: если НИОКР дали положительный результат – в течение двух, а если отрицательный – трех лет.

Резиденты ОЭЗ не платят налог на имущество по основным средствам в течение пяти лет с момента их оприходования (постановки на учет). Поскольку в Налоговом кодексе нет ограничений, которые касались бы имущества, купленного до того, как организация получила статус резидента, то налогом не облагают стоимость любых ее основных средств, если с момента их покупки указанный срок не истек.

Организации – резиденты особых зон освобождены от уплаты земельного налога. По этой льготе есть несколько ограничений. Во-первых, ее можно применять только в отношении земельных участков, которые находятся на территории зоны. Во-вторых, льгота действует после регистрации организации в качестве резидента. И, в-третьих, срок действия льготы ограничен пятью годами [4; С 18].

Итак, государственная поддержка инновационного бизнеса в виде налогового льготирования облегчает создание наукоемкой продукции и достижение инновационными организациями конкурентоспособности как на российском, так и на международном рынке.

Налоговое льготирование распространяется не только на бизнес, но и на общество в целом.

Известно, что в состав финансовых ресурсов российской системы социальной поддержки включаются государственные (муниципальные) средства, ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, собственный финансовый потенциал домашних хозяйств. Источниками этих ресурсов становятся государственные (муниципальные) налоговые и неналоговые доходы, собственные денежные фонды корпораций и некоммерческих организаций, реальные располагаемые доходы населения.

Социальная поддержка населения реализуется в двух основных формах. Нуждающимся предоставляется из централизованных фондов персональная финансовая помощь; кроме того, государство вправе уменьшать налоговые изъятия из доходов определенных категорий граждан.

Следует заметить, что потенциал налогового льготирования в современной России полностью не используется.

Например, А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин предлагают шире использовать возможности социально ориентированного налогообложения – изменить и в некоторых случаях отменить ставки налогов, установленные Налоговым кодексом РФ [1]. Предлагается, в частности, отменить налог на доходы физических лиц на сумму совокупного годового дохода гражданина, не превышающую 100 тыс. руб. Тем самым, по мнению этих авторов, будет решена задача ежегодного повышения на 14,9 % заработка 44 млн чел. Указанная мера охватит подавляющее большинство работников бюджетной сферы, а также перерабатывающих отраслей частного сектора и др. На сумму годового дохода гражданина, превышающую 1200 тыс. руб., они предлагают установить ставку в размере 20 %. Ставку НДФЛ в 30 %, по их мнению, следует установить на сумму годового дохода, превышающую 3600 тыс. руб.

Однако спорным представляется предложение об исключении из ст. 217 Налогового кодекса РФ как не облагаемых налогом на доходы физических лиц сумм доходов, получаемых налогоплательщиками в виде грантов, международных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства. Отмена льгот по перечисленным доходам приведет к уменьшению стимула к творческой деятельности.

Система социальной поддержки должна развиваться в рамках социального партнерства государства и работодателей, причем последние должны получать адекватное социальным инвестициям налоговое стимулирование. Необходимо освободить от налогообложения до 20 % прибыли организаций, направляемой на социальное развитие сотрудников, при условии, что соответствующими программами охватывается не менее 50 % среднесписочной численности, а сами организации насчитывают не менее 30 чел. [1].

Нужно снять все ограничения по расходам социальной направленности (кроме благотворительности) при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при определении расходов, уменьшающих доход.

Социальное налоговое льготирование обеспечивает возможность расширения бизнеса, повышения заработной платы работникам, участия в научных проектах, создания инновационной продукции и выхода с ней на международный рынок.

Все это в конечном итоге будет способствовать интенсификации экономического роста страны и социальной стабильности общества.

Примечания
1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права / Налоги и финансовое право, 2006.,- система ГАРАНТ
2. Красноперова О.А. Налоговые освобождения для физических лиц / М-ва, ГроссМедиа, 2006-С 192..
3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.05 г. № 116-ФЗ (с изм. и доп. от 3.06.06 г.)
4. Владимиров А.П. Налоговые льготы особых экономических зон // Нормативные акты для бухгалтера. 2006. № 13. С 16-21

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты