ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Глушакова О В Михайлов В В 
Факторы и условия формирования системы управления воспроизводством качества жизни населения Кемеровской области
Статья опубликована в: 2007г.N2, c.3; 
Рубрика: Экономика

О.В. Глушакова - гл. казначей отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Кемеровской области
В.В. Михайлов - доктор экон. наук, профессор кафедры финансов и кредита КГТУ (Кемерово)

При всем многообразии критериев и показателей регионального воспроизводства обобщающим показателем оценки его результативности является повышение качества жизни населения. Возобновление всех элементов региональной социально-экономической системы должно быть ориентировано на развитие человека. Стало быть, управленческие действия всех субъектов региональной управляющей подсистемы вне зависимости от их направленности должны быть подчинены формированию эффективной системы управления воспроизводством качества жизни населения.

На становление и устойчивое развитие системы управления воспроизводством качества жизни оказывает воздействие целый ряд факторов. Каждый из них как «движущая сила, ресурс» [1, с. 587] процесса повышения качества жизни населения зависит от реальных условий их реализации, то есть от обстоятельств, которые способствуют или противодействуют реализации этих факторов (последние проявляются в форме рисков).

На рисунке представлены факторы, реализация которых может обеспечить формирование эффективной системы управления воспроизводством качества жизни населения Кемеровской области и ее муниципальных образований.

Темпы, масштабы становления и развития системы управления воспроизводством качества жизни населения в Кемеровской области в значительной мере связаны с возможностью реализации совокупности факторов, находящихся в зависимости от реальных условий, сложившихся в социально-экономической жизни региона.

Реализация законодательного и нормативно-правового факторов формирования системы управления воспроизводством качества жизни населения прежде всего зависит от уровня разработки теоретико-методологических и прикладных подходов к управлению этим процессом. Последнее десятилетие характеризуется значительной активизацией деятельности ученых в части разработки методологии, теории и практики повышения качества жизни населения. Длительная дискуссия по поводу сущности и содержания понятия «качество жизни» еще не завершилась, но отмечается сближение позиций. Об этом свидетельствует появление концепций повышения качества жизни населения Белгородской, Нижегородской, Липецкой областей, Красноярского края и других регионов.

Авторы Белгородского проекта справедливо отмечают, что для части населения задачи улучшения качества жизни практически сводятся к обеспечению минимальных социальных стандартов, достижению возможного при наличии региональных ресурсов качества и уровня жизни. Реалистический подход разработчиков обусловлен состоянием экономики. При этом они правомерно подчеркивают, что категория «качество жизни» должна применяться не только к сфере потребления и даже не только к сфере материальных отношений, но и к духовной сфере и во многом определяется «возможностями». Однако, делая акцент на реальных возможностях, разработчики проекта тем самым ставят ограничители в движении к повышению качества жизни населения.

Значительных успехов в разработке методологических и теоретических основ повышения качества жизни населения удалось достигнуть ученым в Кемеровской области, где исследованием проблем и обоснованием направлений повышения качества жизни населения начали заниматься еще в 1993 г. Первая концепция «Качество жизни – новые ценности и ориентиры», в основу которой положен программно-целевой подход, принята к реализации в 1995 г. В ней наиболее важными направлениями повышения качества жизни населения провозглашались обязательное медицинское страхование, социальное страхование, регулирование рынка труда, социальная защита населения, развитие предпринимательства. Важно то, что изначально программно-целевой подход был ориентирован на человека, на его нужды и потребности.

Вторая концепция «Качество жизни населения Кемеровской области на 2005–2008 гг.» разработана в 2005 г. и принята Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 12.05.05 г. № 35. Объединенными усилиями ученых и специалистов департаментов администрации Кемеровской области во второй концепции дана развернутая характеристика условий жизнедеятельности населения: проведен анализ демографической ситуации в регионе, определена роль малого предпринимательства в повышении качества жизни населения, подробно рассмотрены вопросы, связанные с устойчивым развитием регионального воспроизводства, ростом доходов, социальной защитой населения, состоянием экологии и т.д.

В этой концепции предпринята попытка разработки механизма управления качеством жизни населения области и предложена соответствующая схема управления процессом. В настоящее время разработка механизма управления качеством жизни населения продолжается. К наиболее крупным проблемам, стоящим перед учеными и практиками, на наш взгляд, следует отнести углубление методологии и развитие теории качества жизни с использованием воспроизводственного и системного подходов. К числу назревших проблем управления воспроизводством качества жизни населения в регионе относится отсутствие методики и подходов к разработке стандартов качества жизни на каждой стадии процесса воспроизводства.

На становление эффективной системы управления воспроизводством качества жизни в регионах прежде всего оказывают влияние законодательный и нормативно-правовой факторы. Наиболее полная их реализация сдерживается реальными условиями и состоянием законотворческой деятельности.

При решении проблемы системного обновления всех сфер деятельности предприятий промышленности решающее значение отводится инновационно-инвестиционному фактору. Между тем, только 5 % инновационно и инвестиционно активных предприятий промышленности Кемеровской области осуществляют нововведения в сфере технологии производства [2, с. 96]. Остальные инновации и инвестиции приходятся на организационно-управленческую, маркетинговую, инфраструктурную и прочую деятельность с минимальной наукоемкостью. Непродуманная инновационно-инвестиционная политика предприятий, чреватая усилением технологического отставания, отнюдь не создает условий для повышения качества жизни населения.

Существует объективная необходимость формирования сбалансированной инновационно-инвестиционной политики – это одно из ключевых условий обновления всех функциональных сфер деятельности предприятия и, соответственно, повышения качества жизни его работников, да и всего населения региона. Так что к условиям, сдерживающим проведение сбалансированной инновационно-инвестиционной политики в Кемеровской области, относятся не только непомерно большие объемы обновления всех сфер деятельности предприятий промышленности и не только отсутствие финансовых ресурсов, но и качество инновационно-инвестиционного менеджмента, в частности, дефицит специалистов в сфере инновационно-инвестиционной деятельности и в целом крайне слабая ориентация этой деятельности на повышение качества жизни.

Особое место в ряду условий, сдерживающих проведение сбалансированный инновационно-инвестиционной политики, занимает отсутствие ограничений на функционирование предприятий при критических значениях показателей инновационно-инвестиционного уровня развития, что позволяет руководителям направлять свою деятельность на максимальное извлечение прибыли, игнорируя стратегические задачи производственного характера. Согласно данным Центра экономической конъюнктуры, 37–38 % руководителей предприятий не видят необходимости в инновационно-инвестиционной деятельности.

Поскольку инновационно-инвестиционная составляющая присуща всем сферам деятельности развивающегося промышленного предприятия, то инновационно-инвестиционная политика должна обеспечивать координацию и взаимосвязь всех функциональных политик организации, ориентировать на реализацию в любом виде деятельности главной функции – повышение качества жизни населения. К сожалению, данный принцип пока еще не нашел воплощения в практике деятельности региональных органов власти и управления Кемеровской области и муниципальных образований.

Качество жизни населения во многом определяет структурный фактор. На протяжении десятилетий структура экономики области остается неизменной. Реальный сектор представлен тяжелыми отраслями, связанными с добычей сырья и производство полуфабрикатов для дальнейшей переработки. Продукты конечного потребления составляют лишь пятую часть всего объема промышленной продукции. Отрасли перерабатывающего сектора характеризуются значительными издержками в сфере производства потребительских товаров в силу высокой степени износа основных производственных фондов (70 %), слабой загрузки оборудования (30–40 %), использования устаревших технологий и неэффективного менеджмента. В результате удовлетворение платежеспособного спроса населения происходит преимущественно (на 77–79 %) за счет импортных или ввозимых из других регионов потребительских товаров.

Итак, реальные условия, препятствующие прогрессивным структурным сдвигам в экономике, включают в себя консервативную структуру регионального производства, отсутствие сбалансированной инновационно-инвестиционной политики, предполагающей не только системные инновационно-инвестиционные преобразования всех функциональных сфер регионального производства, но и создание инновационных отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а также сдерживание развития устаревших и стимулирование перспективных отраслей реального сектора экономики региона. Кроме того, следует отметить отсутствие условий для подготовки высокопрофессиональных менеджеров, готовых взять на себя ответственность за принятие и реализацию решений, направленных на глубокие структурные преобразования экономики. Более десятилетия продолжается дискуссия о создании предприятий по многостадийной переработке сырьевых ресурсов, добываемых в регионе, и необходимости существенного увеличения объемов продукции высокой степени готовности к потреблению, однако практических шагов к реализации этой крупной проблемы пока нет.

Очевидно, что без глубоких структурных сдвигов в экономике области нельзя добиться изменения пропорций между первым и вторым подразделениями регионального производства, снизить экологическую нагрузку хотя бы до нормативных значений, создать более благоприятные условия для повышения качества жизни населения.

Системообразующим в числе факторов повышения качества жизни населения является интеграционный фактор. Известно, что традиционно ведущими отраслями промышленности Кузбасса считаются угольная, металлургическая и химическая. Проанализируем тенденции развития этих отраслей на примере угольной отрасли.

Угольная отрасль включает в себя совокупность организаций и предприятий в рамках отрасли, обеспечивающих изыскание, разведку, проектирование, возведение поверхностного комплекса, проходку основных выработок, монтаж оборудования и создание на этой основе необходимых условий для добычи угля шахтами и разрезами, его складирование на угольном складе и отгрузку потребителям. Каждая организация, входящая в состав угольного комплекса, выполняет определенные технологические операции в длинной технологической цепи, начиная от изыскания и заканчивая отгрузкой угля потребителю. При наличии технологической взаимосвязи каждое предприятие является самостоятельным юридическим лицом, следовательно, экономически обособлено. При этом предприятия и организации угольного комплекса отличаются неравномерностью экономического, социального, технического, технологического, инновационного развития, разобщенностью и не ориентированы на единый конечный результат.

В рамках территориального разделения труда совокупность предприятий и организаций угольного комплекса региона представляет собой горизонтальную (отраслевую) интеграцию формального характера. В ходе реформирования угольного комплекса многие его звенья были ликвидированы, следовательно, горизонтальная интеграция утеряна. Сегодня речь должна идти не только о технической и технологической сопряженности всех звеньев угольного комплекса, но и о становлении новых организационно-экономических и правовых форм организации и управления угольным комплексом в целом, о достижении более зрелого уровня горизонтальной интеграции.

Подобного рода процессы должны протекать не только в угольной, но и в металлургической, химической и других отраслях Кузбасса. Они создадут условия для консолидации огромных финансовых ресурсов в рамках горизонтально интегрированных корпораций, для инновационного обновления производства, роста прибыли и повышения конкурентоспособности продукции.

Но даже зрелые формы внутриотраслевой интеграции являются лишь первым этапом на пути движения к высшей форме территориальной интеграции – вертикальной (межотраслевой).

Вертикальная интеграция позволяет существенно повысить производительность и эффективность труда, обеспечивая условия для развития макроэкономической конкуренции, снижения экологической нагрузки, повышения доходов и качества жизни населения.

Интеграция предприятий угольной, энергетической отраслей закладывает прообраз будущей вертикально интегрированной Кузбасской генерирующей корпорации. Последующие этапы связаны с созданием межотраслевых корпораций на основе вовлечения в этот процесс металлургической, химической и целого ряда других отраслей.

Интеграционный и инновационно-инвестиционный факторы органически связаны с институциональным фактором. Взаимовлияние институтов и институциональных форм и протекающие в них интеграционные и инновационно-инвестиционные процессы находят свое выражение в становлении вертикально интегрированных корпораций как новой институциональной формы организации производства, открывающей простор для проведения сбалансированной инновационно-инвестиционной политики.

Взаимное влияние институтов и институциональных форм с интеграционными и инновационно-инвестиционными процессами проявляется системно.

Разобщенное воздействие этой совокупности факторов проявляется в перекосах, противоречиях в региональной социально-экономической системе. Внедрение новшеств в технику и технологии на угольных предприятиях без соответствующих институциональных преобразований сопровождается в лучшем случае нейтрализацией предполагаемых позитивных ожиданий, а чаще – ухудшением социальных, экономических, экологических условий жизнедеятельности населения региона.

Именно формализация управленческого воздействия в отсутствие системного подхода породила в экономике Кемеровской области комплекс неблагоприятных условий, отрицательно оказавшихся на качестве жизни населения. Инновации и инвестиции в технику и технологии дают прирост объемов производства, позволяют оказывать социальную помощь населению, но при этом выявляется целая совокупность проблем:

– рост смертности населения не только в зрелом возрасте, но и в более ранние сроки – смертность «помолодела»;

– сохранение на протяжении многих десятилетий консервативной структуры регионального производства, характеризующейся наличием множества экологически опасных производств; экстенсивный тип развития экономики области при ее сырьевой направленности;

– наличие большого числа традиционных производств с использованием устаревшей организационной структуры, выпускающих продукцию с низкой долей добавленного труда, высоким уровнем себестоимости и низкой конкурентоспособностью;

– преобладание доли комплексов предприятий и организаций в угольной, металлургической, химической и других отраслях с низким уровнем горизонтальной внутриотраслевой интеграции и практически полным отсутствием вертикальной интеграции, что свидетельствует об отсутствии стратегии нового качества экономического роста;

– низкий уровень подготовки и переподготовки управленческого персонала инновационного типа и ослабление внимания к подготовке и переподготовке рабочих кадров.

Таким образом, повышение качества жизни населения Кемеровской области сдерживается реальными условиями социально-экономического развития региона. Очевидно и другое: неуправляемое воздействие одного или двух факторов при исторически сложившихся реальных условиях, сдерживающих их реализацию, обеспечивает лишь незначительный прирост степени удовлетворения физиологических потребностей населения и усиления мер социальной защиты, а духовные потребности остаются в тени. Более того, усиление внимания одному фактору при недоучете других порождает перекосы, противоречия в региональной социально-экономической системе, не позволяет нейтрализовать негативное воздействие других факторов.

Эффективная система управления воспроизводством качества жизни населения региона должна основываться на совокупности форм, методов, инструментов преодоления возмущающего воздействия исторически сложившихся реальных условий, противодействующих наиболее полной реализации системы факторов повышения качества жизни населения.

Данное утверждение в полной мере относится к бюджетному и логистическому факторам.

Бюджетный фактор связан с оптимизацией движения бюджетных финансовых потоков бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов для финансирования расходов на создание общественных товаров и услуг. Он связан с финансированием расходов на социальную помощь населению, оказание медицинских услуг за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования РФ, выплату пенсий за счет средств Пенсионного фонда РФ, оплату больничных листов в случае временной потери трудоспособности, пособий по беременности, родам, выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком до полутора лет за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Результативность деятельности органов, обеспечивающих движение государственных финансовых потоков, определяется отношением затрат на один рубль финансовых ресурсов, направленных на бесплатное оказание этих услуг населению.

Кроме того, должна быть усилена регулирующая роль государства в финансировании затрат на оказание услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, физической культуры и спорта и т.д.

Необходимо добиваться оптимизации движения государственных финансовых потоков. Высвободившиеся бюджетные средства можно будет использовать на финансирование приоритетных государственных программ, реализация которых позволит внести существенный вклад в повышение качества жизни населения.

Важную роль в формировании эффективной системы управления воспроизводством качества жизни играет управленческий фактор. К условиям, сдерживающим его реализацию, относятся преобладание административно-командных методов управления, отсутствие системы в переходе на международные стандарты менеджмента качества, низкий уровень подготовки и переподготовки управленческих кадров, слабая связь науки и образования с производством, низкие темпы перехода к корпоративным методам управления.

Экстенсивный тип развития экономики региона, сырьевая направленность отраслей промышленности и сельского хозяйства, деформированные пропорции регионального производства, поддержание убыточных и низкорентабельных предприятий сдерживают использование воспроизводственного фактора в формировании системы управления воспроизводством качества жизни населения.

К факторам, существенно влияющим на воспроизводство качества жизни населения региона, также относятся социальный, природно-климатический и территориальный.

И наконец, логистический фактор, использование которого ограничивается нерациональными условиями движения материальных и денежных потоков, что приводит к росту себестоимости товаров и отрицательно влияет на уровень цен. Большое число посредников усугубляет ситуацию. Формирование оптимальных логистических схем связано с проведением сбалансированной инновационной политики, развитием интеграционных процессов в этой сфере и требует обоснованных решений.

Таким образом, рассмотрение совокупности факторов и условий формирования системы управления воспроизводством качества жизни населения Кемеровской области позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, факторы как движущие силы, ресурсы повышения качества жизни населения зависят от исторически сложившихся условий, которые оказывают возмущающее воздействие на темпы и масштабы их реализации.

Во-вторых, обоснование совокупности факторов и обеспечение условий их реализации должно осуществляться адресно, применительно к стадиям процесса регионального воспроизводства (производство, распределение, обмен, потребление). Совокупность обоснованных факторов воздействует на все стадии регионального воспроизводства, то есть их проявление системно. Значит, изменения переменных регионального воспроизводства не должны происходить спонтанно, а должны иметь системно-управляющую направленность, результирующей которой станет повышение качества жизни населения.

В-третьих, система управления воспроизводством качества жизни населения Кемеровской области представляет собой направленное воздействие на совокупность условий, противодействующих реализации эффективной социально-экономической политики.

Становление эффективной и гибкой системы управления воспроизводством качества жизни населения Кемеровской области и ее муниципальных образований предполагает также создание системы стандартов качества жизни населения и разработку соответствующих методических подходов.

Примечания
1. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2005.
2. Микельсон А.Ю., Ольницкий И.В., Русляков С.С. Топливно-энергетический комплекс региона: проблемы и тенденции (на примере Кемеровской области). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

Воспроизводство качества жизни населения Кемеровской области

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты