ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Масленкова О A 
О проблемах выбора параметров облигационного займа
Статья опубликована в: 2007г.N1, c.87; 
Рубрика: Экономика

О.Ф. Масленкова - кандидат экон. наук, доцент кафедры финансов Новокузнецкого филиала-института КемГУ

Приказом ФСФР России «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 16.03.05 г. № 05-4/пз-н выделены следующие этапы эмиссии облигаций: принятие решения, являющегося основанием для размещения облигаций; утверждение решения о выпуске облигаций; государственная регистрация выпуска облигаций; размещение облигаций; государственная регистрация отчета об итогах выпуска.

Основополагающим этапом размещения облигаций является разработка проспекта эмиссии, включающего:

– основные характеристики и финансовые аспекты выпуска облигаций;

– способ, сроки и порядок размещения облигаций;

– права держателей облигаций;

– механизм определения цены размещения;

– условия и порядок оплаты облигаций;

– порядок хранения и учета прав на них;

– порядок погашения облигаций (в том числе досрочного) и выплаты процента;

– порядок налогообложения доходов по облигациям.

При выпуске облигаций предприятиями необходимо четко представлять себе цели выпуска, принять решение относительно объема выпуска, номинала облигаций, срока заимствования, срока размещения облигаций, возможности досрочного погашения облигаций, процентной ставки при размещении, формы выплаты дохода, организации вторичного ликвидного рынка облигаций, выбрать андеррайтера, рассчитать доходность по облигационному займу в период его конструирования.

Рассмотрим все этапы данной процедуры.

Цели выпуска облигаций

Решение о выпуске облигаций должно приниматься исходя из долгосрочной программы развития организации в целях привлечения финансовых средств и формирования позитивной кредитной истории. Формирование кредитной истории, как правило, является основной целью любого эмитента, впервые выходящего на рынок корпоративных облигаций. Позитивный имидж компании позволит в дальнейшем привлекать большие объемы финансовых ресурсов и на лучших условиях.

Объем выпуска

Объем облигационного займа должен определяться потребностью в привлечении средств, способностью эмитента разместить их на прибыльных, ликвидных, с приемлемыми рисками началах, покрывающих издержки от привлечения займа. Объем выпуска определяется:

– инвестиционным проектом и соответствующим бизнес-планом;

– законодательно установленными ограничениями;

– финансовыми результатами деятельности компании (объемы продаж, чистой прибыли);

– неформальными требованиями рынка;

– величиной предоставленного обеспечения.

Основная цель конструирования выпусков корпоративных облигаций, являющихся по природе средне- и долгосрочным инструментом, – привлечение инвестиционных ресурсов. Объем требуемого финансирования определяется бизнес-планом.

Существуют определенные законодательно установленные ограничения: акционерные общества вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо обеспечения, предоставленного третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала.

Размещение облигационного займа не должно способствовать значительному росту рисков эмитента (кредитного и других). Выручка от реализации должна не менее чем в пять - шесть раз превышать величину облигационного займа. Эмитент должен обеспечить стабильную величину чистой прибыли, положительную динамику финансовых показателей.

Наибольший размер займа, который может привлечь компания, определяется примерно по той же методике, какую используют банки для оценки кредитоспособности заемщиков. Инвесторы в первую очередь обращают внимание на соотношение общего долга и прибыли EBITDA (оно должно быть не более чем трех-, четырехкратным), а также на коэффициент покрытия прибылью процентных расходов по займам (прибыль должна быть больше величины процентов в пять – десять раз).

Если эмитент впервые выходит на рынок, то объем займа составляет 20 – 25 % от выручки (либо утроенный показатель EBITDA).

Объем чистых активов у эмитента должен превышать объем эмиссии вкупе со всеми купонными платежами. Но это ограничение, как правило, обходят, если в структуре займа участвует один или несколько поручителей, чьи собственные средства и чистые активы учитываются суммарно.

Объем выпуска должен соответствовать показателям деятельности эмитента и не вызывать у инвесторов опасения возможного дефолта. Повышение кредитного риска эмитента, связанного с выпуском, потребует повышения доходности, то есть негативно скажется на стоимости привлечения средств.

Недостаточный объем выпуска может вызвать у инвестора сомнения в ликвидности инструмента, что приведет к повышению эмитентом доходности в качестве платы за неликвидность. Для крупных компаний данный фактор не играет значительной роли, но является ключевым на российском рынке облигаций, где значительная часть эмитентов относится к категории средних предприятий.

Если заранее известны максимальные размеры (лимиты) обеспечения, предоставляемого по займу сторонними лицами (поручительство, банковская гарантия, государственная и/или муниципальная гарантия), то они прямо определяют предельный размер облигационного займа. Аналогично, если известны размеры свободного от обременения имущества, которое может быть предоставлено в качестве залога по займу. Стоимость имущества является верхним пределом при определении суммы выпуска облигаций.

Для облигационных займов наиболее предпочтительная форма обеспечения – поручительство третьих лиц. Поскольку законодательством РФ по рынку ценных бумаг к поручителям не предъявляется требований, поручитель выбирается таким образом, чтобы сумма его чистых активов была достаточной для погашения облигаций в случае неплатежеспособности эмитента.

Номинал облигации

Величина номинала зависит от класса инвесторов, для которых предназначены облигации. Чем ниже номинал облигации, тем выше может быть ее ликвидность, тем лучше она ориентирована на рынке с массовым поступлением заявок на покупку и продажу и тем она привлекательнее для мелких инвесторов. Могут выпускаться: мелкономинальные облигации для розничных держателей; ценные бумаги с крупным номиналом для институциональных инвесторов; крупнономинальные мелкосерийные ценные бумаги для квалифицированных инвесторов, относящихся к группе населения с особо высокими доходами.

Как правило, номинал облигаций стандартен, что вызвано стремлением эмитентов обеспечить возможность сравнения облигаций по их инвестиционным характеристикам и упростить торговлю.

Таким образом, номинал облигации:

– не должен быть слишком большим, чтобы приобрести облигации могли и мелкие инвесторы;

– не должен быть слишком низким, чтобы избежать крайне мелких операций и снизить инфраструктурные издержки;

– должен быть круглым числом, чтобы облегчить для инвесторов восприятие характеристик ценных бумаг.

Нестандартный номинал устанавливается в случае сегментирования рынка и конструирования облигаций под потребности специфической группы инвесторов. Однако в этом случае соблюдается принцип кратности.

Срок заимствования

Период обращения облигаций определяется сроком реализации инвестиционного проекта и планом денежных потоков по нему. Он должен соответствовать средним условиям на рынке, общепринятому ощущению рыночного, кредитного и процентного рисков, с которыми связаны облигационные займы, стандартным срокам, сложившимся на рынке в этот период. То есть срок обращения облигации должен соответствовать ожиданиям инвесторов. При общей нестабильности долгосрочные инструменты либо не будут выкуплены вообще, либо будут приобретаться с глубоким дисконтом.

Срок обращения должен соответствовать доходности (классическое правило: при более длительном сроке инвестирования доход должен быть выше, чем при более коротком); он зависит от прогнозируемой ликвидности облигации (чем ликвиднее облигация, тем больше возможностей для определения ее срока; неликвидный характер значительно увеличивает риски корпоративных облигаций, заставляя уменьшать сроки заимствований) и от обеспечения, фиксированного или переменного характера процента, текущего и прогнозируемого риска эмитента, его известности или популярности связанных с ним торговых марок, от доверия (или недоверия), испытываемого к эмитенту.

Необходимо обращать внимание на значительные накладные расходы, связанные с организацией выпуска облигаций и повышающие общие расходы по обслуживанию займа. В среднем расходы на организацию займа составляют 2 – 2,5 % от номинальной стоимости выпуска. Увеличение срока заимствования порой существенно снижает эту сумму в годовом исчислении. При трехлетнем займе накладные расходы, соотнесенные на срок обращения облигаций, составляют примерно 0,7 – 0,8 % годовых.

Срок размещения облигаций

При выборе срока размещения облигационного займа (этот параметр фиксируется в условиях выпуска как обязательный) необходимо принимать во внимание, что cлишком короткий срок может привести к неполному размещению облигационного займа, а длительный – к формированию мнения, что эмитент, организаторы и андеррайтеры выпуска не обладают уверенностью в полноте спроса на облигации, в своей способности их разместить. Кроме того, необходимо ожидать окончания этого срока для регистрации отчета об итогах выпуска. До регистрации отчета владельцам облигаций запрещено совершать сделки с ними, что приводит к неликвидности облигаций. На сайте http://diplogid.com/ вы можете купить диплом без предоплаты и проведенный

Обычно срок размещения облигаций устанавливается не более 30 дней. Но, как правило, облигации размещаются в 1 – 3 дня с момента начала размещения. К этому стремятся эмитенты и их андеррайтеры, это стало обычаем делового оборота, подтверждением хорошего качества облигационной эмиссии.

Возможность досрочного погашения

Проблема сочетания длительного срока обращения облигации и краткосрочных горизонтов инвестирования может быть решена выпуском облигаций с правом обратной продажи эмитенту и облигаций с правом их досрочного погашения по желанию владельцев.

В соответствии с российским законодательством существование корпоративных облигаций, которые не могут быть погашены досрочно, невозможно. Так, в ст. 30 Закона «Об акционерных обществах» сказано, что кредиторы могут требовать погашения облигаций в случае уменьшения уставного капитала эмитента.

При конструировании эмиссии облигаций в России возможно формирование только условно фиксированного срока обращения. Соответственно, облигациями с фиксированным сроком обращения можно считать ценные бумаги, по которым условиями эмиссии (проспектом ценных бумаг и/или решением о выпуске) не предусмотрен досрочный выкуп (погашение) по требованию эмитента (инвестора).

Оферта как обязательство эмитента по обратному досрочному выкупу облигаций по требованию инвестора в оговоренные заранее или объявленные уже после выпуска сроки – один из важнейших инструментов, позволяющих повысить эффективность вторичного обращения ценных бумаг. При выпуске облигаций эмитент (или гарант) берет на себя обязательство, что в определенные даты он выкупит любое количество предъявленных ему облигаций по заранее определенной цене. Поэтому долгосрочные облигации с офертой, с точки зрения инвестора, можно рассматривать как несколько краткосрочных облигационных займов с датами погашения, соответствующими датам исполнения оферт.

В условиях нестабильного рынка облигации с офертой – наиболее популярная форма выпуска. Эмитент (или агент) самостоятельно устанавливает в оферте цену выкупа облигаций, которая в конечном итоге обеспечит инвестору гарантированный уровень доходности, если он изъявит желание погасить свои облигации досрочно и акцептует оферту.

Если установленный купон по облигациям окажется заниженным по отношению к текущей рыночной доходности, эмитент имеет возможность регулировать доходность по облигациям путем установления цены выкупа. Таким образом, оферта регулирует не только сроки облигаций, но и их доходность, что повышает инвестиционную привлекательность бумаги.

Для эмитента наличие оферты служит дополнительной гарантией успешного размещения и вторичного обращения облигаций. При этом облигации не гасятся окончательно и, будучи выкупленными эмитентом, находясь в его активах, могут быть вновь проданы на рынке (если это соответствует интересам эмитента и вновь возникает спрос на его облигации). Расширяются возможности эмитента в управлении параметрами портфеля долгов (структура, сроки, доходность и совокупный риск).

Поскольку долгосрочные облигации с офертой с позиций инвестора могут рассматриваться как облигации с датами погашения в моменты соответствующих оферт, ставка процента по таким облигациям при прочих равных условиях должна быть ниже, чем по облигациям с тем же сроком погашения, но без оферт. Снижение ставки будет способствовать компенсации риска эмитента, связанного с возможностью досрочного предъявления облигаций при росте процентных ставок.

Скачать всю статью  (zip, Kb)

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты