ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Сидорина Т В 
Аксиоматика профессионального мышления инновационного менеджера
Статья опубликована в: 2006г.N4, c.33; 
Рубрика: Инвестиции и инновации

Т.В. Сидорина
д-р пед. наук, зав. кафедрой менеджмента СШФБД
АКСИОМАТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖЕРА - скачать в Word.

Чтобы современное хозяйственное предприятие достигло успеха, руководить им должен инновационный менеджер. Инновационным менеджером можно считать изобретателя, который преодолевает препятствия, связанные с использованием изобретения; предпринимателя, который пользуется монополией на результаты умственного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, берется за реализацию чужой идеи, инициирует ее практическое осуществление; активного консультанта, который ориентирует общественное мнение на применение нововведения.

Инновационный менеджер достигает цели посредством развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкой кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, к быстрому общественно-техническому развитию и рыночной экспансии. Его тактика состоит в рациональной смене находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующие и надежно развивающиеся функциональные системы, в накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует мощный прорыв к новому состоянию организации.

Один из процессов совершенствования организации в Японии называют «кайдзен» (кайд – изменение и зен – хорошее). Он включает в себя такую организацию дел, при которой создается ситуация, способствующая увеличению производительности и общей эффективности работы. В обстановке, нацеленной на непрерывное совершенствование, проявляется одна из главных задач менеджеров – обеспечение притока новых идей и концепций от своего персонала. Именно от менеджерского корпуса зависит создание обстановки, в которой новое профессиональное мышление приветствуется и поощряется.

Только творчески мыслящие менеджеры создают инновационный потенциал организации. От того, насколько они творчески мыслят, зависит будущее организации. Неслучайно эффективно мыслящие (креативные) менеджеры считаются главной ценностью организации.

Мышление есть процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление выполняет функцию расширения границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. В отличие от ощущения и восприятия, мышление не является чувственным процессом. Оно прогностическое, по природе социальное и субъективное. Каждый его вид (рис. 1) играет свою особую и значимую  роль в становлении и развитии профессионального мышления менеджера.

Рис. 1. Основные виды мышления (по А.Д. Шадрикову)

Рисунок 1

Наглядно-действенное мышление опирается на реальные предметы и действия с ними, на их преобразование.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Особенность этого вида мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление характеризует применением понятий, логических конструкций и функционирует на базе языковых средств.

Интуиция представляет собой особый тип мышления, процесс которого не осознается, однако результат проявляется в форме внезапного озарения.

Выделяются основные виды интуиции: в зависимости от специфики деятельности человека (техническая, научная и др.); по характеру новизны (стандартизированная, эвристическая (эйдетическая и концептуальная); генетическая; прижизненная.

Мышление оперирует образами, представлениями и понятиями, что позволяет преодолеть пространственную и временную ограниченность восприятия, расширить познавательные возможности человека.

Различают две стадии становления мышления: допонятийную, оперирующую образами и представлениями, и понятийную, которая оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями. В понятиях человек отражает общие и существенные свойства предметов и явлений.

Понятия формируются с помощью суждений, в которых отрицается или утверждается тот или иной факт. Из одного или нескольких суждений выводится новое, которое называется умозаключением.

Процесс мышления, протекающий в форме суждений и умозаключений, есть рассуждение. Переход от суждений к умозаключениям, построение и усвоение понятий осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации, систематизации и др.

Особенности сочетания и уровни различных видов мышления при решении задач определенного содержания позволяют говорить о качествах ума человека (глубина, широта, гибкость мысли, критичность ума, быстрота и самостоятельность мышления).

Своеобразное сочетание качеств ума, их устойчивое проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной деятельности человека. Выделяются синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический стили мышления.

Кроме того, различают характеристики степени тренированности мозга человека:

– умственная сила (способность в любое время сосредоточиться настолько глубоко и продолжительно, насколько необходимо для осознания поставленной задачи, Используйте ее каждый раз, когда нужны варианты решения или концентрация на идее);

– умственная гибкость (способность переключаться с одного типа мышления на другой, игра ума для выработки новых комбинаций или новых направлений решения задачи):

– умственная выносливость (способность выдерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь на другие задачи и не расслаблясь, особенно тогда, когда вы захотите осуществить свои идеи);

– умственная координация (слаженность, уравновешенность, ловкость, особенно тогда, когда у вас несколько дел одновременно).

Не вызывает сомнения, что одностороннее развитие ума или неглубокое развитие нескольких сторон мышления неизбежно влечет трудности и в учебной и в профессиональной деятельности менеджера.

Термин «профессиональное мышление» в практический обиход стал входить со второй половины ХХ в. в связи со значительной интеллектуализацией общественного труда.

Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. Когда подчеркивается высокий профессиональный уровень специалиста, характеризующий его «качественный» аспект, и когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности. Если речь идет о профессиональном мышлении, отмечает З.А. Решетова, «интуитивно имеются в виду особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области» [2]. Такой специалист характеризуется обычно как человек творческий, по особому воспринимающий предмет своей деятельности, способный к рационализаторству, новаторству, открытиям.

Помимо того, И.Д. Даданов выделяет две модели мышления, основанные на качественно различных типах мыслительной деятельности, – логическом рассуждении и креативном (творческом) мышлении – латеральном.

Суть латерального мышления заключается в том, что оно не приводит к единственно правильному выводу, а дает возможность выявить ряд равноценных выводов, из которых выбирается наиболее предпочтительный в конкретной производственной ситуации.

Логическое рассуждение имеет место в конкретных ситуациях, а латеральное – в ситуациях с различными условиями.

Аналитико-логическое мышление имеет ту особенность, что решение задач осуществляется на языковой основе. В связи с этим для аналитического мышления характерны такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.

Для латерального мышления характерен механизм интуиции. Хотя интуитивное решение проблемы может быть растянутым в времени, оно осознается как мгновенное действие, «инсайт», решение «с места». За этим результатом скрывается напряженный процесс работы мысли, обусловленный уже имеющимися знаниями, умениями и навыками, опыт, а также психологическое состояние менеджера. Здесь также проявляет свое действие механизм рефлексии – особое свойство интеллекта, заключающееся в понимании хода мыслей другого лица или группы лиц. Рефлексия является важнейшей характерной чертой профессионального мышления менеджера, входит в процесс решения любой управленческой задачи.

В результате теоретического анализа и обобщения практического опыта работы менеджеров была выявлена модель, раскрывающая алгоритм действий менеджера и сформированный у него уровень профессионального мышления [3]. В основу модели положены параметры – требования к действиям их исполнителей. Данную модель можно интерпретировать графически. На осях (рис. 2 – 5) представлены условные параметры характеристики менеджерских действий, от одномерного проявления названного качества до четырехмерного. С добавлением нового параметра происходит изменение уровня мышления и подхода к осуществлению дел.

Панорама позволяет не только видеть эволюцию профессионального мышления в зависимости от наличия основных качеств этой деятельности, но и определять базу появления многовариантности программ деятельности носителя профессионального мышления.

Рис. 2. Первый уровень профессионального мышления

Рисунок 2

Характеристика действий менеджера при первом уровне профессионального мышления – внимание результату любой ценой:  (количество, %, массовость, кг, м) без учета затрат и возможностей и творческих способностей кадров.

Данный уровень характеризуется как одномерный условный уровень профессионального мышления, а подход, соответственно, – авторитарный, так как он не ориентирован на учет каких-то иных мнений.

Рис. 3.  Второй уровень профессионального мышления

Рисунок 3

При втором уровне профессионального мышления:

1. Внимание результату.

2. Внимание затратам (рациональность затрат сил, времени, средств, энергии) без учета затрат и возможностей и творческих способностей кадров.

Это двухмерный условный уровень профессионального мышления, а подход – оптимальный, так как учитывается оптимальность затрат.

Рис. 4. Третий уровень профессионального мышления

Рисунок 4

При третьем уровне профессионального мышления:

1. Внимание результату.

2. Внимание затратам.

3. Внимание человеку (профессиональным способностям, профессиональному кругозору, профессиональным качествам личности, психической энергии) без учета творческих способностей кадров.

Данный уровень характеризуется как трехмерный условный уровень профессионального мышления, а подход – как демократический, учитывающий включенность человеческой составляющей в конечный результат.

Этот уровень профессионального развития сотрудников становится, по мнению Дж. Уокера, главным фактором, отличающим преуспевающие компании.

Рис. 5. Четвертый уровень профессионального мышления

Рисунок 5

Характеристика действий менеджера при четвертом уровне профессионального мышления:

1. Внимание результату.

2. Внимание затратам.

3. Внимание человеку.

4. Внимание творческому потенциалу кадров (условиям раскрытия и реализации творческих возможностей каждого сотрудника с опорой на общечеловеческие ценностим и учет эмоционально-ценностного аспекта.

Данный уровень характеризуется как четырехмерный условный уровень профессионального мышления, а подход – творческий, так как нацелен на раскрытие природных возможностей личности.

Компании данного уровня развития позволяют себе размышлять не только о своих экономических интересах, но и об интересах других компаний, регионов, стран.

Таким образом, инновационный менеджер является профессионалом, способным решать необычные экономические или экономико-технические проблемы. Наряду с одержимостью и энтузиазмом инновационного менеджера производственная необходимость заставляет так подходить к поиску альтернатив, моделированию неизвестного, необычного, нетипового решения, как это делает инженер, который конструирует из известных частей в какой-то мере неизвестную форму, образ которой уже угадывается. Без целенаправленной утонченной работы над собой, без формирования профессионального мышления, понимания того, что его интеллектуальные усилия проектируются на конечный результат усилий коллектива, инновационный менеджер не станет капитаном «корабля-организации», его штурманом, определяющим направление, рулевым, выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом, управляющим людьми, проектировщиком или реконструктором изменений.

Литература

1. Журавлев А.Н. Психология управления. М., 2003.
2. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985.
3. Сидорина Т.В. Организационное поведение: Практикум. Новосибирск: СибАГС, 2004.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты