ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Проценко Т Г 
Рынок образовательных инноваций
Статья опубликована в: 2006г.N2, c.115; 
Рубрика: Образование

Т.Г. Проценко, канд. экон. наук, доцент,
директор МОК «Камчатский кооперативный техникум» – Камчатский филиал ОУ Центросоюза РФ «Московский университет потребительской кооперации»

Понятие «инновация» (лат. - обновление, новшество или изменение) имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных социальных исследованиях. В контексте системного подхода инновация определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы. Термин этот впервые был использован в исследованиях культурологов XIX в. при констатации введения элементов одной культуры в другую. Достаточно полное описание инновационных процессов было дано еще в 1911 г. И. Шумпетером, который анализировал новые комбинации изменений в развитии экономических систем. Несколько позже, в 30-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация» в применении к ситуации воплощения научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт «инновация» и сопряженные с ним «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 1980-х гг., но до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных в категориальном аппарате педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е гг. в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования.
Термины «инновации в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой. В ее работах педагогическая инноватика рассматривается как самостоятельная отрасль педагогической науки, имеющая собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования.
В контексте образовательной деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса.
Образовательная инновация - многоаспектная сфера науки, изучающая процессы развития высшей школы, создание новой практики образования. Наиболее полное определение этой инновации связано с такими актуальными и системно самоорганизующимися новообразованиями, которые возникают на основе разнообразия инициатив и нововведений и становятся перспективными для эволюции образования, положительно влияя на его развитие.
Инновационные механизмы развития системы образования включают создание творческой атмосферы, социокультурных и экономических условий для принятия и действия разнообразных нововведений, инициирование развития поисковых образовательных систем, интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Образовательную инновацию, по мнению некоторых авторов, можно разделить на новое знание как продукт научного исследования и образовательную технологию как услугу по новому способу изучения [1, 2].
Главной характерной чертой образовательной инновации, по определению Д.3. Ахметовой и Д.В. Черни-левского [1, 2], выступает ее товарный характер. Специфика образовательной инновации как товара обусловлена высокой степенью неопределенности при практическом использовании нового знания и методологии, методик преподавания, особым характером финансирования, то есть риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса. В силу последнего обстоятельства при образовательных инновациях предложение их обычно играет активную упреждающую роль, особенно при преподавании фундаментальных дисциплин.
Особенности образовательных инноваций как товара связаны с личностью преподавателя и студента, с объективными условиями в виде социального заказа или востребованности обществом и психологической готовностью к принятию и реализации инноваций.
Существует множество классификаций образовательных инноваций.
Можно рассмотреть классификацию образовательных нововведений с учетом обширности сферы образования, в частности, новшества в организации, технологические новшества, инновации в программах преподавания, долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общество в целом, радикальные и реформистские, авторитарные и либеральные, инициативные и осуществляемые под давлением. Наибольшее распространение получили инновации, связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, а не с изменением характера и содержания образования.
Второй характерной чертой инноваций является профилизация и специализация образования.
Третья черта образовательных инноваций формирует непрерывное образование человека в течение всей его жизни как новая глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания. Эту систему можно представить в виде единства технологических, экономических, педагогических и организационных нововведений (рис. 1).
В российской системе образования преимущественно формируются экономические инновации. Этому способствует развитие рыночных механизмов финансирования образования: новые механизмы государственного финансирования, диверсификация источников, студенческое самофинансирование (платные услуги), налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования, новые механизмы оплаты труда в сфере образования. Освоение экономических инноваций в условиях развития рыночных отношений усиливает конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличивает число потребителей и спрос на образование, предложение образовательных продуктов и услуг [5].

Рисунок 1
Рис. 1. Единство технологических, экономических, педагогических и организационных инноваций

Таким образом, образовательная инновация формируется как товар, который невозможно физически измерить и использовать без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетенции и необходимой информированности; без соответствующей предварительной подготовки и переобучения его не реализовать. Специфическая черта этого товара - его способность к неограниченной мультипликации доходов при практическом использовании.
В свою очередь, любая образовательная инновация основана на интеллектуальной собственности как товаре - будь то учебная или научная информация, изобретение, ноу-хау и т.д. Инновации должны быть защищены юридически, могут быть проданы их законным владельцам ровно столько раз, сколько найдется на них покупателей.
Новая образовательная услуга представляет собой обучение по новым программам и новым курсам общего и профессионального образования. При этом программы и курсы профессионального образования легко превратить в товар по договорам платного обучения. К тому же процесс коммерциализации образовательных инноваций в настоящее время ограничивается специальностями повышенного спроса - юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление.
Коммерчески ориентировочные инновации в большинстве случаев появляются в сфере дополнительных образовательных услуг. По существу, это образовательные инновации, дополняющие программы обучения. Они не могут и не должны быть обязательными, не могут быть навязаны. Их отсутствие в принципе не должно влиять на уровень получаемого учащимися образования [3].
Образовательные инновации, применимые в качестве генераторов нового знания, приобрели свойства самостоятельных товаров (стоимость и потребительная стоимость) значительно позже, чем вещные инновации.
На первых порах они создавались только для нужд собственного воспроизводства научной школы. По мере развития товарных отношений новая материальная продукция, в которой новые знания получали воплощение, все больше использовалась не столько для личного потребления, сколько для удовлетворения общественных потребностей, то есть для продажи на рынке.
Сначала обращение инноваций в виде новых знаний на рынке происходило в связанном с другими товарами виде - либо вместе с новыми средствами производства, либо в составе товара «рабочая сила» (научно-технический персонал, научно-экспериментальные кадры).
Другой важный фактор появления товарных отношений в сфере образовательных инноваций связан со становлением и развитием науки, ориентированной на практические потребности, за счет включения образования и научных исследований в цикл обновления производственных процессов.
Характер товарно-денежных отношений образовательные инновации приобретают в рыночной экономике. Эти отношения развиваются на основе углубления разделения труда, с одной стороны, между образованием, наукой и производством, с другой стороны - в результате обособления отдельных этапов образовательного и научного процессов (общее фундаментальное образование, специальное образование, фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки) и последующего использования инноваций в образовании и науке. А любое углубление разделения труда, как известно, порождает объективную необходимость расширения обмена продуктами этого труда, ведет в усилению взаимосвязей отдельных звеньев процесса и кооперированию производительных сил на основе совместного труда.
Чтобы образовательная инновация была признана товаром, она должна представлять собой единство потребительной стоимости и стоимости. Одной из главных особенностей инновации в качестве нового знания по сравнению с новыми материальными товарами является ее нематериальный характер. В отличие от всех новых материальных продуктов труда инновация как знание подвержена не физическому, а моральному износу. Потребительная стоимость новых знаний в процессе потребления не поглощается, в отличие от новых материальных товаров, а также услуг, потребляемых в процессе воспроизводства.
По мнению М.С. Сунцовой, в основе потребительной стоимости новых знаний лежит конкретный полезный труд преподавателя как педагога и как ученого-исследователя [6]. Потребительная стоимость образовательных инноваций создается разными видами интеллектуального труда. Например, научный труд, ведущий к открытиям в познании законов природы и общества; учебно-методологический труд, создающий учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; управленческий труд, результатом которого являются новые формы организации образования; воспитательный труд преподавателя как педагога, корректирующий поведение обучающихся. Возникает такая комбинация общественных отношений, когда образовательная инновация может стать объектом купли-продажи, то есть превращается в товар.
Если в вопросе о характере потребительной стоимости образовательных инноваций существует определенность, то по поводу их стоимости этого сказать нельзя. Возможность воспроизводства пусть даже самого сложного образовательного нововведения с какими-то средними затратами позволяет, на наш взгляд, говорить о процессе формирования стоимости.
Наиболее активно рыночное ценообразование на образовательные инновации используется во внебюджетной деятельности государственных образовательных учреждений, а особенно - негосударственных. Здесь выручка от реализации должна, как минимум, покрывать издержки по производству и реализации новых услуг. Более того, эта деятельность должна быть выгодна. Для рыночно ориентированного финансового планирования очень важно определить размеры и сроки поступления средств в учебное заведение, планировать их расходование в увязке с системой налогообложения. Следовательно, необходимо правильно определить цену, или денежное выражение стоимости образовательной инновации.
Таким образом, образовательные инновации предусматривают и инновации в экономике образования (финансовые инновации).
Рынок образовательных инноваций отражает экономические связи между людьми в процессе движения новых образовательных услуг.
Суть рыночных отношений в образовательной сфере сводится к возмещению затрат продавцов (образовательных учреждений) и получению прибыли, а также к удовлетворению нового платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка инноваций.
По мнению Е.Н. Геворкян, история развития рынков образовательных инноваций позволяет выделить следующие его типы: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный [3].
Неразвитый рынок образовательных инноваций отличается тем, что рыночные отношения в образовательной сфере носят случайный, чаще товарно-бартерный характер (услуга за услугу). Но уже и здесь рынок способствует дифференциации участников образовательной деятельности, усиливает мотивацию к интеграции новых образовательных продуктов.
Свободный рынок образовательных инноваций характеризуется большим числом участников образовательной деятельности и свободной конкуренцией между ними, свободным доступом к любому виду образования всех членов общества; мобильностью факторов генерации образовательных инноваций, неограниченной свободой передвижения инновационного капитала; наличием у каждого преподавателя-новатора полной информации о рынке образовательных инноваций; рациональным поведением рыночных субъектов образовательного процесса, так что ни один новатор как участник свободной конкуренции не в состоянии непосредственно влиять на решение другого неэкономическими методами; цены на новые образовательные продукты устанавливаются в ходе свободной конкуренции.
Преимущества свободного рынка образовательных инноваций заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулируемого механизма. Механизм свободного рынка образовательных инноваций - это механизм заведомо бездефицитного рынка, который обеспечивает эффективное распределение новшеств, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям, свободу выбора и действий рыночных субъектов, максимальное использование достижений научно-технической революции, способность к удовлетворению разнообразных новых образовательных потребностей, повышение качества новых образовательных продуктов, относительно быстрое восстановление нарушенного рыночного равновесия.
Свободный рынок образовательных инноваций имеет и серьезные недостатки. Он не обеспечивает социальную защиту, не может создать условия для реализации права на образование и труд в этой сфере для всех членов общества. Трудоустраиваются лишь те, на чью рабочую силу имеется новый спрос со стороны работодателей. Свободный рынок образовательных инноваций не гарантирует полную занятость населения, а также стабильный уровень цен на образовательные услуги.
В действительности свободный рынок образовательных инноваций - это абстракция, так как полной свободы нет и быть не может. Все субъекты образовательной деятельности в своих действиях зависят от общественной среды. Свобода состоит в познании объективных законов и заключается в умении подчиняться им и строить свою деятельность в соответствии с ними. Но должна быть экономическая свобода, достаточная для быстрого развития экономики образования, которая обеспечивается действиями цивилизованного, регулируемого рынка образовательных инноваций.
Регулируемый рынок образовательных инноваций - это результат развития цивилизации и гуманизации образования и общества, когда государство стремится снять или ограничить отрицательные его последствия в образовательной сфере. Рынок инноваций может регулироваться элементами рыночного механизма, такими как конкуренция, цена, прибыль, спрос, предложение и др., а также государством прямо или косвенно через госзаказы, налоги и т.д.
Важно найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое бы идеально решало эту проблему.
Государство в определенной мере обеспечивает условия функционирования рынка, но неэффективное его вмешательство в рыночные отношения приводит к их деформации. Примером деформированного рынка может служить рынок образовательных инноваций в нашей экономике.
Рынок образовательных услуг характеризуется немногочисленностью рыночных объектов в образовании, организующих свою инновационную деятельность на основе разных форм собственности, несбалансированностью спроса и предложения и чрезмерным ростом цен на образовательные услуги.
В свете вышеизложенного можно дать такое определение инновационному учебному заведению: «Инновационный вуз - это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные инновации как новое знание, ведущее к открытию законов природы и общества (научные инновации), создает новое поколение учебно-методического обеспечения образовательного процесса (современные образовательные технологии), использует новые формы организации образования (управленческие инновации: менеджмент и маркетинг отношений) на основе новейших информационных технологий
Отдельные элементы инновационного учебного заведения обнаруживаются у целого ряда российских учебных заведений. В частности, модель инновационного учебного заведения положена в основу становления многоуровневого образовательного комплекса «Камчатский кооперативный техникум - Камчатский филиал Московского университета потребительской кооперации». Модель инновационного учебного заведения сформирована как взаимосвязанная система следующих научно-технических проектов.
1. «Управление многоуровневым профессиональным образованием в потребительской кооперации». Цель этого проекта - создание системы дополнительного профессионального образования для студентов и выпускников вуза на основе принципа непрерывного образования. Данная работа получила свое практическое воплощение в ходе создания одного из самых престижных на Камчатке учебных заведений профессионального образования - Камчатского многоуровневого образовательного комплекса, готовящего специалистов в сфере экономики, управления, права, информационных технологий.
2. «Педагогическая поддержка развития у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации». Эта инновационная модель позволит повысить конкурентоспособность специалиста - выпускника вуза, способствуя развитию у него таких качеств как рефлективность, креативность, самостоятельность. Она использована в Камчатском многоуровневом образовательном комплексе для обеспечения педагогической поддержки развития способности к личностно-профессиональной самоактуализации.
3. «Социально-культурные факторы формирования управленческой культуры (на примере организации филиального типа)». Цель проекта - формирование новой управленческой деятельности в рамках структур филиального типа.
4. «Информатизация управления инновационным образованием». Проект предназначен для формирования новых параметров учебного процесса и управления учебным заведением на основе информационных технологий.
5. «Центр содействия занятости студентов и выпускников». Работа центра позволит консолидировать все сведения о вакансиях, тенденциях изменения популярности отдельных специальностей, рабочих профессий и направлений, даст возможность студентам и выпускникам получить дополнительную квалификацию, освоить рабочую профессию, ориентироваться на рынке труда, предложить себя на рынке вакансий и т.д. Сотрудничество с предприятиями разных типов позволит обеспечить студентам не только трудоустройство, но и прохождение практик, выполнение дипломных и курсовых проектов и т.д. Возможно Вас заинтересуют честные онлайн казино - крупные выигрыши, стабильные выплаты!
Механизм реализации проекта содействия трудоустройству студентов и выпускников посредством работы с предприятиями города и области показан на рис. 2.
Центр содействия занятости студентов и выпускников организован с привлечением структурных подразделений учебных заведений, опирается на поддержку руководителей предприятий города и области. Для обеспечения центра нормативно-правовой документацией привлечена юридическая клиника многоуровневого образовательного комплекса, которая обеспечивает подбор и мониторинг необходимой документации, консультирует студентов и выпускников по проблемам трудового законодательства.
Социально-психологическая служба проводит тренинги и консультации для всех тех, кто еще не трудоустроился. Тренинг по направлению «Психология самопрезентации» поможет пройти собеседование и грамотно презентовать себя при трудоустройстве. Организуется исследование адаптации студентов и выпускников к профессиональной деятельности, проводится тестирование на профпригодность тех, кто не хочет устраиваться по полученной специальности.

Рисунок 2
Рис. 2. Межвузовский центр содействия занятости студентов и выпускников многоуровневого образовательного комплекса «Камчатский кооперативный техникум» - Камчатский филиал ОУ Центросоюза РФ «Московский университет потребительской кооперации»

Привлечение средств массовой информации помогает получить самые свежие сведения о новых вакансиях, возможностях трудоустройства. Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки - мощная организация, формирующая информацию и размещающая заявки на замещение вакантных должностей, - обеспечивает работой выпускников самых разных специальностей.
Представители Молодежного парламента Камчатки, сами будучи представителями учебных заведений, вносят коррективы в работу центра, привлекают новых партнеров.
С помощью учебно-методических отделов вузов центр легко ориентируется в основных направлениях подготовки и переподготовки специалистов в вузах.
Внедрение системы содействия занятости способствует не только уменьшению доли незанятых студентов и выпускников, но и выявлению приоритетных направлений подготовки специалистов.
По нашему убеждению, Центр содействия занятости -это действенный механизм продвижения выпускников на рынке труда, механизм завоевания его сегмента. Увеличение гарантии трудоустройства прямо согласуется с Концепцией модернизации образования. Контроль последующей деятельности выпускников и информированность об их послевузовской адаптации и карьерном росте, с одной стороны, позволяет вносить изменения в учебные планы и образовательные программы, с другой - организовать целенаправленную послевузовскую подготовку в форме повышения квалификации, а в последующем - аспирантуры.
Камчатский многоуровневый образовательный комплекс, участвуя в межвузовском конкурсе проектов в сфере инновационного образования, объявленном администрацией Камчатской области, за систему проектов удостоен первого места и получил финансирование на их внедрение.
Результаты развития многоуровневого образовательного комплекса доказывают правильность избранных стратегических целей и основных положений проектной базы.
Внедрение стратегии инновационного развития вуза обеспечивает востребованность его выпускников на рынке труда, конкурентоспособность образовательных программ, положительную динамику набора, рост объема услуг дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, финансовую стабильность для перехода на следующую ступень инноваций к регулируемому инновационному рынку.

Литература

1. Ахметова Д.З. Инновационные технологии в работе, деятельности преподавателя вуза // Слагаемые профессиональной компетенции преподавателя вуза. Казань, 2001. С. 56-75.
2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002. С. 176 - 220.
3. Беляков С.А. Лекции по экономике образований. М.,2002. С. 159-160.
4. Геворкян Е.Н. Макроэкономические тенденции развития рынка образовательных ресурсов. Дис.... д-ра экон. наук: 08.00.01. М.: РГБ, 2003.
5. Новикова Т.Г. Инновационная деятельность: понятия, особенности, критерии // Инновационные процессы в образовании: теория и практика. М., 2001. С. 12 - 18.
6. Сунцова М.С. Требования к компетентности преподавателей вузов за рубежом // Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. Казань, 2001. С. 24-35.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты