ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Мальцева Г И 
Трансформация финансового механизма вуза в условиях модернизации системы образования и бюджетных реформ
Статья опубликована в: 2006г.N2, c.99; 
Рубрика: Образование

Г.И. Мальцева - кандидат экон. наук, доцент, первый проректор ВГУЭС

Высокое качество высшего профессионального образования (ВПО) служит предпосылкой конкурентоспособности российских вузов на мировых образовательных рынках, обеспечивает устойчивое развитие, сохранение национальных преимуществ и экономическую безопасность страны.

Образование – одна из тех отраслей, функционирование которых формирует структуру экономики в пользу наукоемких отраслей.

Приоритетное развитие высшего профессионального образования, предусмотренное политикой государства, требует решения целого комплекса проблем. Важное место среди них занимают вопросы создания нового организационно-экономического механизма, ядром которого является финансовый механизм.

Качество ВПО всецело зависит от эффективности государственного финансового регулирования образовательной деятельности в целом и высшей школы, в частности. В условиях бюджетных реформ высшая школа фактически претерпевает трансформацию и реструктуризацию, трансформируется и финансовый механизм, что влечет за собой обновление методов прогнозирования, программирования, проектирования (образовательных программ и проектов), введение бюджетирования и других инструментов управленческого учета.

В результате изучения изменений законодательства в сфере образования и государственного управления в целом направления трансформации финансового механизма ВПО систематизированы на рис. 1.

Базу для решения задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны, создали меры, предпринятые в 2001 – 2005 гг. в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. и др. Несмотря на ряд позитивных сдвигов и увеличение бюджетных расходов на образование процесс модернизации в данной сфере пока не удовлетворяет общество. Сохраняются, в частности, следующие проблемы:

– несоответствие действующего законодательства (в том числе в части бюджетной и налоговой политики) целям интенсивного развития системы образования;
– чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей для привлечения ресурсов в сферу образования;
– несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны и др.

Организационной основой государственной политики в сфере образования (и финансовой политики как одного из ее основных направлений) на период до 2010 г. должна стать Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг., реализация которой требует создания:

– программно-целевого метода преодоления кризисных явлений (разработка комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности);
– финансово-экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность;
– централизованного механизма координации и формирования системы индикаторов и показателей изменений в сфере образования, в том числе финансовых индикаторов.

Чтобы успешно развиваться, вузу необходимо уже сейчас выстроить правильную стратегию своего развития как базу социально-экономического роста и ориентир на будущее (рис. 2).

Стратегия позволяет сформулировать потребности вуза как вектор развития, повышает конкурентоспособность вуза и делает его уникальным. Стратегия включает как функциональные и операционные стратегии, так и финансовую стратегию, от качества разработки которой зависит инвестиционная привлекательность, финансовое благополучие и финансовая устойчивость вуза. В свою очередь, эффективность реализации стратегии (в том числе финансовой) всецело зависит от степени готовности вуза к качественному управлению изменениями.

Рис. 2. Модель стратегического управления инновационным вузом

Финансовая функция вуза (как и прочие) должна своевременно реагировать на возникающие возможности и вызовы внешней среды. Связанные с этим изменения настолько глубоки, что предопределяют необходимость трансформации финансового механизма и всей системы управленческого учета. Кроме того, необходима трансформация системы финансового регулирования (как внешнего, так и внутреннего) деятельности вуза в целях реализации таких инструментов как:

– система сбалансированных показателей;
– бюджетирование, основанное на проектном менеджменте;
– определение себестоимости образовательных услуг, базирующееся на подушевом финансировании, а не ориентированное лишь на действующие методы финансового контроля, учета, планирования, которые отталкиваются от анализа прошлого и не обеспечивают проведение стратегического анализа, призванного концентрироваться на будущем.

Финансовый механизм должен занять новую позицию и выполнять другую роль в системе высшего профобразования, должен измениться его инструментарий. Объективно необходимым и актуальным в этой ситуации представляется исследование теоретико-методологических основ функционирования финансового механизма вуза в интеграции с методологией и инструментарием стратегического управления в системе ВПО.

В качестве инструмента финансовой политики в сфере образования, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и экономической эффективности деятельности вузов, предлагается многокритериальный подход. При этом следует принимать во внимание, что российская высшая школа является существенным элементом сектора государственного управления (или общественного сектора).

То обстоятельство, что организации системы ВПО есть субъекты бюджетного учета и индикативного бюджетного планирования, в значительной мере определяет особенности финансовых отношений вуза в условиях модернизации образования и бюджетных реформ.

Структура финансового механизма вуза и система критериев устойчивого функционирования его финансового механизма вырабатываются на основе концепции управления результатами. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система регламентов, норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов вуза, организации системы бюджетирования, финансов вуза и рынка ценных бумаг. Разнообразие элементов финансового механизма обусловлено множественностью финансовых взаимосвязей.

Финансовый механизм – наиболее динамическая часть финансовой политики вуза. Его изменения происходят в связи с решением тактических задач, необходимостью реагирования на все текущие особенности внешней среды. Для эффективного использования финансов большое значение имеет планирование и прогнозирование, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов), контроль правильности применения разных видов, форм и методов финансовых отношений.

Принципы формирования эффективного финансового механизма (ФМ) выражаются в стремлении вуза обеспечить:

– единство составляющих подсистем и элементов ФМ через установление их взаимосвязи, сочетание и сплавление разных частей механизма;
– наиболее полное соответствие ФМ требованиям финансовой политики текущего периода;
– установление и совершенствование связи ФМ с личными и коллективными интересами;
– полноту реализации целей и задач системы экономических отношений вуза как открытой социально-экономической системы.

Сущность ФМ выражается в его функциях – назначении и роли в финансово-экономических процессах. В развитие теоретических положений к семи рассматриваемым функциям ФМ (регулирующая, перераспределительная, аккумуляционная, воспроизводственная, стимулирующая, замещающая и контрольная) мы считаем необходимым добавить функцию ответственного финансового менеджмента. На применение в бюджетной сфере современных методов финансового менеджмента ориентирует Кодекс лучшей практики в бюджетно-налоговой сфере, рекомендованный для всех стран в целях совершенствования бюджетной политики и деятельности субъектов госсектора. Look more at klgirls

Многие ученые и практики не признают возможность применения методов финансового менеджмента в госсекторе. Однако при бюджетном финансировании субъектов госсектора, к числу которых относятся и вузы, до недавнего времени не ориентированные на эффективность, функция ответственного финансового менеджмента проявляется наиболее ярко.

Вузам все чаще приходится действовать в условиях жесткой конкуренции – как в региональной рыночной среде, так и более глобальном масштабе. Наряду с этим происходит ускорение процесса дерегулирования деятельности рынков и субъектов отрасли образования. Руководство вуза, ориентируясь на будущее, должно предвидеть, какое влияние на его организационную структуру и характер деятельности окажут масштабные изменения, особенно в условиях модернизации системы образования и бюджетных реформ. В связи с этим формирование эффективного ФМ вуза как социально-экономической системы должно базироваться на основных принципах устойчивого развития (в соответствии с Декларацией Рио-92).

Любое высшее образовательное учреждение в условиях постоянной конкуренции может успешно работать только при наличии долгосрочных ориентиров и целей, показывающих партнерам, конкурентам и собственным сотрудникам, к чему оно стремится. Вузам следует подготовиться к изменению своего текущего состояния и переходу к методам более результативного управления деятельностью. При этом важно сохранить сферы самоопределения вуза, которые способствуют повышению эффективности системы управления и усилению конкурентных преимуществ.

Важнейшими критериями устойчивого развития ВПО и вузов в частности являются удовлетворенность заинтересованных сторон (потребителей образовательных услуг, в том числе обучающихся и их родителей; педагогического персонала; специалистов образовательных и приравненных к ним учреждений; органов государственной власти регионального и федерального уровня), а также повышение размера чистых активов (финансовых результатов, в контексте новой методологии бюджетного учета) и своей инвестиционной привлекательности.

Показатели удовлетворенности всех участников образовательного процесса в ВПО, размера чистых активов и инвестиционной привлекательности должны быть выражены количественно, представлены в стратегическом плане развития вуза и в перспективном (среднесрочном) финансовом плане в форме индикаторов с разбивкой по годам. Совокупность индикаторов в данном контексте сравнима с системой сбалансированных показателей, применяемой в стратегическом менеджменте, в системе менеджмента качества в коммерческом секторе, а сейчас уже имеется опыт построения системы сбалансированных показателей во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС).

Главным методом финансового механизма устойчивого функционирования государственного сектора образования является бюджетное финансирование, то есть финансовые потоки, формируемые государством как заказчиком и потребителем образовательных услуг (другие потребители образовательной услуги – обучаемые и их родители практически не играют существенной роли при определении финансовых потоков бюджетных средств).

В качестве ключевой компоненты новой практики предлагается отказаться от системы сметного финансирования бюджетного учреждения и перейти к финансированию бюджетной услуги, оказанной ее потребителю. В этом случае стоимость образовательной услуги определяется как стандартный финансовый норматив на обучающегося.

Нормативно-подушевое финансирование исходя из числа обучаемых позволяет преодолеть негативную тенденцию увеличения затрат в отрасли при снижающемся числе потребителей образовательных услуг.

Существующее законодательство (Бюджетный кодекс РФ и новые подходы, применяемые при финансировании программ и проектов) позволяет планировать и выделять финансовые ресурсы на нормативной основе. При этом у руководителя образовательного учреждения появляются стимулы минимизировать штат работников, так как объем финансовых средств зависит не от количества занятых в образовательном процессе, а от числа получателей бюджетной услуги (обучаемые) и нормативной стоимости данной бюджетной услуги.

При сметном финансировании удельные бюджетные затраты на обучаемого в разных образовательных учреждениях одного типа могут отличаться в разы. Это является серьезным нарушением принципа равного доступа к образованию, реализацию которого должно обеспечить государство.

Переход на нормативный характер формирования бюджетов образовательных учреждений с распределением бюджетных средств на подушевой основе не требует внесения изменений в существующее федеральное законодательство. Закон «Об образовании», вводимое законодательство по разграничению бюджетных полномочий и бюджетное законодательство позволяют реализовать нормативный принцип.

Использование нормативов финансирования на одного обучаемого при формировании бюджетов позволит:

– обеспечить равенство доступа к бюджетной услуге;
– повысить прозрачность бюджетного процесса и бюджетной отчетности;
– создать условия для оптимизации бюджетных затрат и повышения их эффективности (в общественном секторе внедряется аудит эффективности использования бюджетных средств и государственной (муниципальной) собственности);
– создать условия для финансирования по результатам с учетом качества предоставляемой услуги (в бюджетном процессе уже начался переход от управления затратами к управлению результатами).

Одно из направлений правительственной программы реструктуризации бюджетного сектора предполагает участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг и нацеливает на формирование нового набора бюджетных инструментов, основные из которых – нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ.

Еще одно возможное направление применения нормативов связано с концепцией бюджетирования, ориентированного на результат. Финансирование ключевых расходов на нормативной основе создает базу для выделения остальных средств по программно-целевому принципу. Развитие этого направления, связанного с достижением конкретных результатов, должно стимулировать поиск путей повышения качества образовательной услуги, улучшения финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты