ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Перун М А 
О развитии конкурентоспособной среды предпринимательства
Статья опубликована в: 2006г.N2, c.68; 
Рубрика: Экономика

М.А. Перун - ассистент кафедры международного менеджмента ДВГУ

Конкурентоспособность нередко рассматривается как производная сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов (фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов), означая в самом широком смысле возможность выигрыша. Однако, на наш взгляд, это упрощенное понимание.

Конкурентная среда в свою очередь формирует конкурентоспособность хозяйствующих субъектов – предпринимательства. Под конкурентоспособностью предпринимательства мы понимаем способность предпринимателей успешно проводить инновационную деятельность, а также эффективно использовать результаты этой деятельности.

Конкурентоспособность предпринимательской среды представляет собой сложное многоуровневое понятие: внутренняя среда предприятия (конкурентоспособность товара и, как следствие, конкурентоспособность предприятия); конкурентная среда отрасли (конкурентоспособность отрасли); межотраслевая конкурентная среда (конкурентоспособность промышленного комплекса и региона); общая конкурентная среда (конкурентоспособность экономики страны в целом).

Каждый уровень конкурентной среды предпринимательства формирует собственную конкурентоспособность и воздействует на следующий уровень.

Конкурентоспособность – это индивидуальные способности среды предпринимательства, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности, обладающие неким свойством, увеличивающим возможность перехода на другие уровни конкурентной среды. Таким образом, конкурентоспособность есть изначально созидательная среда, способствующая развитию предпринимательства.

Уровни предпринимательской среды характеризуются степенью устойчивости экономических связей, доступностью природных ресурсов, системой агломерации, уровнем квалификации рабочей силы и возможностями ее перемещения, инфраструктурой, условиями исследовательской и инновационной деятельности, а также возможностью решать проблемы, связанные с формированием оптимальных условий для развития предпринимательства.

Согласно теории систем, при перемещении предприятия на другой уровень системы оно будет подчиняться условиям этого уровня.

Следовательно, эффективность деятельности предпринимательских структур в значительной степени определяется конкурентоспособностью предпринимательской среды, от которой зависит возможность реализации принципов и методов создания системы самосохранения предприятия, возможность комплексно и целенаправленно решать проблемы сбалансированного развития организации.

В экономике любой индустриально развитой страны способность предприятия к инновациям (инновативность), в первую очередь – технологическим, выступает главным фактором поддержания и роста его конкурентоспособности, что в свою очередь отражает саму суть предпринимательства.

В этих условиях конкуренция за сохранение и увеличение своей доли на рынке принимает скорее форму продуктовой, а не ценовой конкуренции.

Способность предприятия к продуктовой конкуренции предполагает способность осваивать продуктовые технологические инновации. Это не обязательно должны быть собственные разработки – может подразумеваться способность приобретать и адаптировать соответствующие технологии, то есть приспосабливать, перерабатывать их применительно к имеющемуся технологическому оборудованию и квалификации персонала.

В том, что касается разумной (не приводящей к снижению продажной цены ниже себестоимости продукции) ценовой конкуренции, процессные технологические инновации также оказываются важными, если они ориентированы на ресурсосбережение либо ресурсозамену (более дорогих ресурсов на менее дорогие) и уменьшение операционных издержек.

Таким образом, существенной оказывается способность предприятия как к продуктовым технологическим инновациям, так и к процессным.

Но, с другой стороны, факторы конкурентоспособности предприятия формируются на уровне конкурентной среды отрасли. Более того, если конкурентная среда отрасли имеет низкий уровень конкуренции, то формирование конкурентоспособности предприятия невозможно.

Конкурентообразующие процессы в разрезе отрасли имеют свои особенности: конкурентоспособный потенциал отрасли в значительной степени определяется его адаптивными возможностями.

Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие рациональной отраслевой структуры; высококонкурентных компаний – лидеров отрасли, до уровня которых стремятся подтянуться другие предприятия; отраслевой инфраструктуры, включающей также опытно-конструкторскую и производственно-технологическую базу; систему коммерческого, производственного и научно-технического сотрудничества внутри самой отрасли, а также с другими отраслями как национальной экономики, так и за ее пределами.

Мнение потребителя, своеобразно интерпретированное в оценку потребительских свойств товара, есть оценка конкурентоспособности отрасли, что и образует объект государственного регулирования на макроуровне. Стало быть, покупательская способность населения, уровень доходов группы потребителей должны быть отнесены к наиважнейшим факторам. В случае, если уровень спроса на внутреннем рынке не соответствует желаемому, отраслевые компании переориентируются на существующий международный рынок.

Конкурентоспособность на национальном уровне основана на превосходящей производительности труда и способности экономики перенести акцент на высокопроизводительные виды хозяйственной деятельности, способные, в свою очередь, обеспечить повышение реальных доходов населения. Следовательно, конкурентоспособность страны связана с повышением уровня жизни, расширением возможностей для занятости и способностью нации выполнять свои международные обязательства.

Формирование конкурентоспособной среды предпринимательства может быть описано следующими положениями.

1. Пройдя все уровни конкурентной среды, товар приобретает новые характеристики и в то же время попадает в новые системообразующие условия, что ведет к видоизменению факторов конкурентоспособности предпринимательства.
2. Конкурентоспособность предприятия определяется его способностью к технологическим изменениям.
3. На уровне отрасли конкурентоспособность определяется силой конкурентной позиции предприятий, но при этом способствует повышению их конкурентоспособности посредством государственного регулирования на макроуровне. Оценку конкурентоспособности отрасли формирует оценка потребительских свойств товаров отрасли, на которую оказывает влияние покупательская способность населения, уровень доходов потребителей, то есть потребительский спрос.
4. По мере выхода предприятия на страновой уровень становится очевидным, что определяющим фактором является не столько объем внутреннего спроса, сколько его качество.
5. Главным условием конкурентоспособности предпринимательской среды является устойчивое состояние экономики. Наш сайт поможет вам в любое время, когда вы этого захотите получить доступ в секс чат в реальном времени трансляции реальных девушек и парней. Вибрагейм чат предлагает пользователям оценить достаточно крупную коллекцию анкет реальных девушек и парней, которые готовы транслировать на свои вебкамеры для посетителей частные порно ролики, прямом в прямом эфире, буквально на любой вкус и цвет.
6. Конкурентоспособность страны и региона обеспечивает условия для создания национального богатства, а конкурентоспособность отрасли и предприятия непосредственно способствует созданию национального богатства.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты