ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Фадейкина Н В Долгая С А 
Теория и практика трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Статья опубликована в: 2004г.N4, c.50; 
Рубрика: Бухгалтерский учет и аудит

Н.В. Фадейкина - доктор экономических наук, профессор ректор СИФБД
С.А. Долгая - доцент СИФБД

Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова трансформация (лат. transformatio — превращать, изменять) представляет собой превращение из одного в другое, преобразование [1, с. 718]. Словарь экономических терминов трактует этот термин как «преобразование структур, форм и способов, изменение целевой направленности экономической деятельности» [2]. Данный термин широко употребляется в экономической литературе в различных значениях. Например, трансформация денежных потоков, трансформация депозитов и т.д.

В последнее время довольно часто он стал употребляться применительно к банковской деятельности. Это связано с тем, что важнейшим направлением государственной социально-экономической политики является ускоренное экономическое развитие страны, а одно из ключевых условий его реализации – развитие банковской системы в контексте международных представлений о банковском бизнесе [3]. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой убедительно демонстрирует, что банковская система как звено рыночной экономики оказывает разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и служит ключевым звеном расчетного и платежного механизма хозяйственной системы.

Трансформация системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности как составной элемент трансформации банковской деятельности осуществляется путем внедрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в практику деятельности кредитных организаций.

Под трансформацией финансовой отчетности понимается процесс перевода (трансляции) статей российской отчетности в формат финансовой отчетности в соответствии с другими бухгалтерскими стандартами, отличными от российских норм бухгалтерского учета и отчетности [4, с. 46]. Стоит отметить, что данный процесс подразумевает не перенесение статей отчетности в формат, требуемый МСФО, а преобразование классификации, оценки, признания и представления в отчетности объектов бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО [5].

Целью трансформации финансовой отчетности является повышение ее качества – финансовая отчетность должна стать информационным продуктом, обеспечивающим пользователям возможность принятия адекватных управленческих решений. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации для пользователей, достигаются использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Трансформацию финансовой отчетности следует отличать от организации параллельного ведения бухгалтерского учета в нескольких системах. Трансформация затрагивает исключительно статьи бухгалтерской отчетности, тогда как параллельное ведение бухгалтерского учета обеспечивает формирование финансовой отчетности  в соответствии с МСФО на основе соответствующих бухгалтерских записей, сделанных в течение всего отчетного периода. Следовательно, трансформация подразумевает преобразование российской бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность по МСФО только по состоянию на отчетную дату (конец отчетного года, квартала) [4, с. 46 – 52].

Процесс перехода российских банков на МСФО начался с 1 января 2004 г. Банк России, утвердив 25 декабря 2003 г. Письмом № 181-Т Методические рекомендации «О порядке составления и представления финансовой отчетности кредитными организациями», дал старт реформе российской системы бухгалтерского учета, столь необходимой отечественной экономике. Первая отчетность российских банков по МСФО должна быть составлена за девять месяцев 2004 г., вторая – за 2004 г. и далее – ежеквартально. В течение ближайших двух лет, то есть до 1 января 2006 г., эта отчетность будет представляться только для анализа деятельности банков, а после этой даты – уже и в целях надзора. К 2007 г. планируется полный переход банковской системы на МСФО [6].

По данным Банка России около 200  российских банков уже составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО. В основном это крупнейшие банки, суммарные активы которых составляют 80 % всех активов банковского сектора. 1132 банка будут составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО в 2004 г. впервые [7]. Сам Центральный банк составляет отчетность по МСФО уже несколько лет, последовательно применяя все стандарты. По словам первого зампреда ЦБ РФ Т.В. Парамоновой, Банк России стал первым национальным банком в мире, полностью применившим МСФО в своей деятельности [8].

Внедрение МСФО в банках сопряжено с определенными трудностями, которые свидетельствуют о наличии нерешенных проблем не только в банковском секторе, но и в других отраслях экономики. Прежде всего следует отметить отсутствие достаточного числа подготовленных специалистов по МСФО как в области бухгалтерского учета, так и в области аудита.

По оценке ведущего аналитика международного рейтингового агентства Standard&Poor’s Ирины Пенкиной, из 200 российских банков, составляющих финансовую отчетность в соответствии с МСФО на постоянной основе, лишь часть кредитных организаций может сама трансформировать отчетность по российским стандартам в отчетность по МСФО собственными силами. Как правило, эту задачу выполняют работники банка, которые ранее были сотрудниками иностранных аудиторских компаний, входящих в так называемую Большую четверку. Все остальные банки вынуждены нанимать для этих целей аудиторов из иностранных компаний Большой четверки. Однако консультантов, имеющих сертификат по МСФО, пока немного и подписание с ними контракта стоит от 3 до 5 тыс. дол. в месяц [9].

Некоторые кредитные организации занялись обучением своих специалистов, но не всегда получают желаемый результат. Ведь в большинстве случаев обучение МСФО проводится по ускоренной программе, в рамках которой банковским специалистам довольно сложно усвоить большой объем нового материала (МСФО составляют более 1000 страниц текста, МСФО 32 и МСФО 39 (основные для банков стандарты вместе с руководствами по применению) – более 500 страниц).

Довольно сложная ситуация с наличием подготовленных специалистов по МСФО и на рынке аудиторских услуг. Дело в том, что Центральный банк России при проведении аудита по МСФО рекомендовал коммерческим банкам обращаться к тем аудиторским компаниям, которые имеют в своем штате не менее четырех специалистов, обладающих дипломами, признанными на международном уровне [10]. Причем, двое из этих специалистов – руководитель и его заместитель – должны быть еще и совладельцами компании. Кроме того, аудиторы, привлекаемые к работе по МСФО, обязаны пользоваться международными стандартами аудита (МСА) и Кодексом этики Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Подавляющее большинство аудиторских компаний не располагают такими специалистами. Примерно из 6 тыс. российских аудиторских компаний специалистами, имеющими общепризнанные международные сертификаты, обладают только 10 – 15. Такое положение вещей может привести к переделу рынка аудиторских услуг.

Сейчас в России только около 2 тыс. специалистов по МСФО, имеющих сертификат АССА, и только 140 чел. с сертификатом СРА. По самым грубым оценкам, число квалифицированных специалистов необходимо увеличить раз в пять – до 10 тыс. чел. Чтобы получить один из наиболее признанных международных сертификатов АССА, специалист должен сдать четырнадцать экзаменов на английском языке, причем, в одну сессию он не имеет права сдавать больше четырех экзаменов. Таким образом, подготовка специалиста по МСФО занимает минимум 2 года, а стоимость его обучения – около 20 тыс. дол. [11].

Другая проблема – отсутствие официально признанной редакции текста МСФО. На вполне закономерный вопрос, каким образом будет организована работа по доведению до банковского сектора текста МСФО на русском языке, сайт ЦБ России дает довольно обтекаемый ответ: Банк России получил согласие КМСФО на продажу Банку России необходимого количества экземпляров сертифицированного перевода МСФО на русский язык [7]. Стало быть, Банк России до сих пор не может назвать конкретную дату представления официальной редакции текста МСФО всем кредитным организациям.

Сейчас банковские бухгалтеры и аудиторы при подготовке отчетности по МСФО вынуждены пользоваться либо англоязычной версией этого документа, либо русскоязычными «пиратскими» переводами, содержащими термины, не имеющие однозначной трактовки в теории и практике бухгалтерского учета. Парадоксально, но факт: российские банки должны составлять отчетность по системе, не имея под рукой официально признанной редакции ее изложения.

Одна из причин сложившегося положения вещей заключается в том,  что за прошедшее время сами стандарты неоднократно менялись. Последние весьма крупные изменения МСФО (декабрь 2003 г.) позволили практически завершить работу по созданию полноценной базы для перехода Евросоюза на МСФО в 2005 г.

Для полноценного перевода именно этой последней версии МСФО на русский язык была создана экспертная группа под руководством опытного эксперта Татьяны Крыловой, которая работает в департаменте по развитию предпринимательства в UNCTAD – одной из организаций ООН со штаб-квартирой в Женеве. В состав группы вошли около 20 ведущих специалистов России по бухучету и аудиту, в том числе ученые из МГУ, представители крупнейших аудиторских, консалтинговых и промышленных компаний. Вполне естественно, обязательным требованием к каждому члену экспертной группы стало владение английским языком на высоком уровне.

Все эксперты работают на добровольной основе, то есть без всякой оплаты, финансируется лишь работа непосредственных исполнителей: филологов, журналистов, корректоров и т.д.

Весь процесс перевода МСФО на русский язык состоит из двух этапов. На первом этапе специалисты экспертной группы работали над адекватным переводом ключевых терминов, которые переходят из стандарта в стандарт. В МСФО таких терминов около 1500, и к каждому из них необходимо было  подобрать подходящее русское слово, выбрав из нескольких уже существующих вариантов.

Практически все ключевые термины имеют несколько значений в русском языке. Например, словосочетание balance sheet переводится как «баланс», «бухгалтерский баланс» либо «балансовый отчет». На втором этапе корпорация «Прагма», финансируемая Агентством по международному развитию США (USAID), вносит переведенные ключевые термины в русский текст международных стандартов, а затем с помощью компьютерной техники производит их проверку на соответствие правилам грамматики и формальной логики. В заключение каждый из стандартов еще раз выверяется членами экспертной группы на предмет полной адекватности его текста и с учетом последовательности и правильности использования ключевых терминов [12].

Вдобавок ко всему в настоящее время КМСФО ведет интенсивные переговоры с США по конвергенции международных стандартов с американскими правилами бухучета — US GAAP. Естественно, результатом этих переговоров станет достижение определенных компромиссов, и, следовательно, грядут очередные изменения, то есть потребуется новая редакция текста МСФО.

Еще одна проблема связана с тем, что многие положения действующей российской нормативно-законодательной базы не соответствуют положениям МСФО либо вообще отсутствуют в ней. Так, кассовый метод отражения доходов и расходов банка, применяемый российскими банками, противоречит принципу начислений МСФО;  активы и обязательства российских банков согласно Положению Банка России № 205-П учитываются по первоначальной стоимости, тогда как МСФО допускают их отражение в определенных случаях по справедливой стоимости, использование которой в последнее время расширяется [13; 14]; принятый в России порядок составления финансовой отчетности юридическими лицами, входящими в группу предприятий, не соответствует МСФО [15]  и др.

Свидетельством определенного прогресса в решении данной проблемы служит тот факт, что за последнее время ЦБ РФ значительно доработал и изменил ряд нормативных документов. Например, в Положении Банка России «О порядке составления головной кредитной организацией  банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности» № 246-П от 05.01.04 г. уточнен порядок составления консолидированной отчетности, в частности, объем и состав необходимых сведений, представляемых в кредитную организацию по состоянию на отчетную дату участниками банковской/консолидированной группы; порядок взаимозачетов, корректировок и т.д. Однако на данный момент для головных кредитных организаций составление консолидированной отчетности по МСФО по-прежнему представляет проблему. Ведь при этом необходимо консолидировать отчетность банка и предприятий, входящих в группу, а реальный сектор экономики будет переходить на МСФО позднее.

Работа в этом направлении продолжается. В мае текущего года Правительство РФ  внесло на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» [16]. В случае принятия этого закона реформа бухгалтерского учета станет более легитимной с точки зрения национального законодательства, но вместе с тем повысится ответственность руководства коммерческих банков за достоверность представляемой отчетности. Так, если ЦБ России пообещал использовать отчетность кредитных организаций в соответствии с МСФО для надзорного реагирования лишь с 1 января 2006 г., то ст. 8 проекта этого закона гласит: «Лица головного общества, ответственные за представление консолидированной финансовой отчетности, и аудиторские организации, осуществляющие ежегодную обязательную проверку такой отчетности, несут ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации». 

Аналогичным образом, если ЦБ России заявил, что первое время банки будут сами решать, публиковать им или не публиковать годовые отчеты по МСФО, то ст. 7 проекта вышеуказанного закона делает эту процедуру обязательной: «Годовая консолидированная финансовая отчетность должна публиковаться головным обществом не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным».

На правительственном уровне были признаны неоправданно высокими затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам [17].

Вообще, внедрение МСФО – довольно дорогая процедура. Например, ПК «Лукойл» затратила на внедрение МСФО 14 млн дол., составление отчетности по МСФО ежегодно обходится ей в 7 млн дол. Затраты коммерческих банков при переходе на МСФО также значительно возрастают. Это связано с переподготовкой сотрудников банка, оплатой консультационных услуг аудиторских фирм, заменой или модернизацией программного обеспечения.

По оценкам экспертов, для российского коммерческого банка, входящего во вторую половину первой сотни ведущих банков (от 8 до 12 млрд руб. валюта баланса), контракт с иностранной аудиторской компанией обходится в сумму от 60 до 150 тыс. дол., тогда как стоимость услуг отечественных аудиторов на два порядка меньше [18]. Цена появившегося на рынке программного обеспечения по составлению отчетности по МСФО в большинстве случаев далеко не соответствует уровню сложности программного продукта. 

Дополнительно ко всему вышеотмеченному, у коммерческих банков возникает необходимость доказывать правомерность включения расходов на подготовку отчетности по МСФО в категорию экономически обоснованных. А для мелких банков ситуация обостряется в разы.

Основополагающее отличие МСФО от российской системы бухгалтерского учета – это широкое применение профессионального суждения бухгалтера. Общие принципы формирования показателей финансовой отчетности и должны служить основой для  формирования профессионального суждения, однако это требует высокой квалификации бухгалтера, то есть знания не только правил бухгалтерского учета, но и ряда смежных дисциплин.

Большинство нынешних российских бухгалтеров начинали работать в системе, основанной на жестких инструкциях сверху; эта система отводила бухгалтеру роль исполнителя законов и инструкций, принимаемых законодательными органами власти. Выражения собственного суждения о способах отражения в финансовой отчетности фактов хозяйственной деятельности от бухгалтера не требовалось. Предполагалось, что законодателям лучше известно, как составлять отчетность, чтобы она в результате давала «достоверное и объективное» представление о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому нынешним бухгалтерским работникам довольно сложно перестроится [19].

Другой стороной данной проблемы является то, что мотивированные профессиональные суждения специалистов кредитных организаций могут значительно отличаться от суждений аудиторов и контролеров Банка России.

Таковы основные проблемы, встающие перед коммерческими банками в процессе осуществления трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Для составления финансовой отчетности методом трансформации каждому банку необходимо разработать учетную политику  в соответствии с МСФО и утвердить ее советом директоров и/или другим руководящим органом. В учетной политике должны быть освещены вопросы отражения в финансовой отчетности наиболее существенных для банка операций. Учетная политика будет применяться банком последовательно от одного отчетного периода к другому. В случае необходимости ее можно будет дополнить.

В отличие от российских правил бухгалтерского учета, в  учетную политику в соответствии с МСФО изменения могут вноситься только в двух случаях: при изменении МСФО 8 или интерпретации к нему и при разработке новых способов ведения учета с целью улучшения отражения событий и сделок в финансовой отчетности. При разработке учетной политики банки могут пользоваться текстами стандартов с учетом последних изменений, которые еще не вступили в силу, так как добровольное применение новых или измененных стандартов заранее приветствуется.

Методика трансформации финансовой отчетности коммерческого банка включает следующие этапы.

Этап 1. Перегруппировка статей баланса и отчета о прибылях и убытках (далее ОПУ) исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственных средств, доходов и расходов банка для приведения их в соответствие с требованиями МСФО.

Этим обеспечивается создание черновой (первичной) отчетности в соответствии с МСФО, куда затем будут вноситься все последующие корректировки. Результатом этого этапа станут баланс и ОПУ, только внешне соответствующие МСФО.

Алгоритм заполнения форм баланса и ОПУ в соответствии с МСФО рекомендован Центральным банком России. Однако конкретные нюансы заполнения форм отчетности коммерческий банк должен определить самостоятельно. Например, какие корреспондентские счета НОСТРО он будет отражать по статье «Денежные средства и их эквиваленты», а какие – по статье «Средства в других банках»; по какой из статей («Основные средства» или «Прочие активы») он отразит счет 610 и т.д. Строки, не имеющие прямого аналога в российских отчетах, на данном этапе остаются пустыми и заполняются в процессе трансформации.

Процедуры, выполняемые на данном этапе, должны быть разработаны исходя из форматов баланса и ОПУ в соответствии с Положением ЦБ РФ № 205-П и МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов». При изменении хотя бы одного из указанных документов вышеприведенные процедуры должны быть скорректированы.

Этап 2. Определение перечня необходимых корректировок статей баланса и ОПУ для приведения их в соответствие с требованиями МСФО, в том числе на основе профессиональных суждений руководства банка.

При трансформации финансовой отчетности используются:

– корректировки, связанные с переоценкой статей финансовой отчетности (инфляционные корректировки);

– корректировки, относящиеся к предшествующим отчетным периодам (сторно-корректировки). Данные корректировки возможны только по финансовым инструментам, отраженным в бухгалтерском учете на начальную и конечную даты отчетного периода, за который составляется отчетность;

– корректировки отчетных периодов, когда были совершены операции либо образовались рассматриваемые активы, обязательства, источники собственных средств, доходы и расходы (корректировки отчетного периода).

Такого рода корректировки могут быть:

1) восстановительными – потребность в них возникает в связи с тем, что методики учета определенных операций по РСБУ и МСФО различны, поэтому необходимо проводить восстановление сумм таких операций, определенных по РСБУ. Примеры данных корректировок: восстановление сумм расходов, произведенных за счет фондов; восстановление начисленной по РСБУ амортизации имущества; роспуск резервов, созданных по РСБУ, и др.;

2) реклассификационными – потребность в них возникает в связи с тем, что результаты определенных операций в российской бухгалтерской отчетности и в отчетности, составленной по МСФО, отражаются в составе разных статей финансовой отчетности. Примеры данных корректировок: реклассификация учтенных векселей; реклассификация дебиторской задолженности; отражение ценных бумаг, приобретенных по сделкам РЕПО, и др.;

3) корректирующими справедливую стоимость инструментов финансовой отчетности – потребность в них возникает в связи с тем, что некоторые МСФО требуют корректировки стоимости финансовых инструментов для приведения ее к справедливой стоимости. Примеры данных корректировок: отражение разницы между балансовой и справедливой стоимостью кредитов, торговых и инвестиционных ценных бумаг и др.;

4) оценки риска – потребность в них возникает в связи с тем, что методики оценки риска по РСБУ в неполной мере соответствуют требованиям МСФО. Пример такой корректировки: создание резервов по МСФО;

5) прочими – например, когда необходимо отразить отложенное налогообложение на прибыль на отчетную дату, начисление амортизации имущества по МСФО, процентов по кредитам и др.

Перечень необходимых корректировок должен определяться специалистами структурного подразделения банка, ответственного или назначенного соответствующим приказом, на основе задокументированных профессиональных суждений должностных лиц из числа руководства банка и оформляться в виде отдельного перечня рабочих корректировок. Этот перечень может быть расширен в зависимости от характера операций, проводимых банком.

Объективность сформированных профессиональных суждений и определенного на их основе перечня корректировок к российской бухгалтерской отчетности  должна проверяться должностным лицом кредитной организации из числа ее руководителей, назначенным приказом по банку.

Этап 3. Расчет необходимых корректировок статей баланса и ОПУ и внесение их в отчетность, полученную на этапе 1.

Расчет сумм корректировок должен производиться с использованием рабочих таблиц, разработанных банком с учетом специфики своей деятельности.

Для определения сумм корректировок справедливой стоимости кредитов, депозитов, векселей и т.д. в каждом банке должна быть определена соответствующая техника расчета. Результаты корректировок должны вноситься в ведомость корректировок, а подразделение банка,  ответственное за проведение корректировок, должно убедиться в правильности  выполненных корректировок к российской бухгалтерской отчетности.

Этап 4. Подготовка форм финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО.

На основании ведомости корректировок составляются баланс и ОПУ, а также отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях собственных средств (капитала).

При подготовке форм финансовой отчетности каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы объединяются  с суммами аналогичного характера или назначения.

Проверка правильности подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО должна осуществляться  должностными лицами кредитной организации  из числа ее руководителей, назначенными приказом по банку. 

Этап 5. Подготовка примечаний к финансовой отчетности.

Составление примечаний к финансовой отчетности должно осуществляться специалистами ответственного (назначенного приказом), структурного подразделения банка на основе задокументированных профессиональных суждений должностных лиц из числа руководителей данной кредитной организации.

В примечания к финансовой отчетности должна быть включена существенная, полная и наиболее полезная информация для пользователей финансовой отчетности банка, в частности:

1) описание характера операций и основной деятельности банка, справочная информация о банке, включая количество работающих по состоянию на конец отчетного периода или среднее количество работающих за отчетный период;

2) вспомогательная (дополнительная) информация, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для ее восприятия пользователями (например, характеристика экономической ситуации в стране или регионе, где осуществляет свою деятельность банк);

3) констатация соответствия составленной финансовой отчетности требованиям МСФО, информация о принципах подготовки финансовой отчетности, в том числе конкретная основа для подготовки финансовой отчетности;

4) принципы учетной политики, принятые банком для целей подготовки финансовой отчетности и основанные на утвержденной учетной политике по подготовке и составлению финансовой отчетности по МСФО;

5) дополнительная аналитическая информация по всем существенным статьям баланса, ОПУ, отчета о движении денежных средств и отчета об изменении собственных средств (капитала) в соответствии с требованиями МСФО;

6) характеристика деятельности банка по сегментам в соответствии с требованиями МСФО 14 «Сегментная отчетность»;

7) описание деятельности банка по управлению финансовыми рисками;

8) описание условных обязательств банка и операций с производными финансовыми инструментами. В данном примечании раскрывается информация о текущих и возможных судебных разбирательствах; обязательствах налогового, кредитного характера, а также связанных с операционной арендой; операциях с активами, находящимися на ответственном хранении, в залоге и т.д.;

9) информация о справедливой стоимости финансовых инструментов, определяемая в соответствии с требованиями МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»;

10) информация об операциях со связанными сторонами в соответствии с требованиями МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;

11) информация о существенных событиях, имевших место после отчетной даты, но до даты подписания финансовой отчетности руководством банка и подготовки заключения аудиторской организации;

12) другая существенная информация о деятельности банка в отчетном периоде.

На примечания должна быть сделана ссылка в подготовленных формах финансовой отчетности путем соответствующего указания в графе «Примечания».

От того, насколько четко будет выполнен банком каждый из этих этапов, зависит качество трансформации финансовой отчетности кредитной организации в соответствии с МСФО.

Литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983.
2. Словарь экономических терминов // Банк24.ру ().
3. Стратегия развития банковского сектора (проект) // (информация с сайта).
4. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Трансформация отчетности // (информация с сайта).
6. О переходе банковского сектора РФ на МСФО: Официальное сообщение ЦБ России от 02.06.03 г.
7. Информация с сайта .
8. Стандартная идеология // Профиль. 2003.
9. Брюков В.  Внедрение МСФО влетает в «копеечку» // Банковское обозрение. 2004. № 6.
10. О методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности»: Письмо Банка России 181-Т от 25.12.03 г.
11.Информация с сайта .
12. Брюков В.  Трудности перевода //  Банковское обозрение. 2004 г. № 4.
13. Долгая С.А. Принципы бухгалтерского учета, применяемые в российских коммерческих банках, и их соответствие принципам МСФО // Сибирская финансовая школа. 2003. № 4. С. 36–45.
14. Долгая С.А. Сравнительная характеристика методик учета основных средств и нематериальных активов в международной и российской практике // Сибирская финансовая школа. 2003. № 4. С. 54–61.
15. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы: Постановление Правительства РФ № 24 от 09.01.97 г.
16. А ты переходишь на МСФО?! // Экономика и жизнь. 2004. 22 мая.
17. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: Приказ Минфина РФ № 180 от 01.07.04 г.
18. Брюков В.  «Малышам» МСФО не по карману // Банковское обозрение. 2004. № 7.
19. Корчагин А.А., Стриженко А.А. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковской системе России. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты