ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Коротких Ю Л 
Налогообложение образовательных учреждений
Статья опубликована в: 2005г.N3, c.86; 
Рубрика: Образование

Ю.Л. Коротких - заместитель директора учебно-делового центра Морозовского проекта при СибАЗС

Версия для печати (формат .doc, 124 Kb) - скачать

Одним из инструментов государственной политики является система налогообложения, которая может как стимулировать, так и подавлять активность в той или иной сфере экономической деятельности. К сожалению, последние изменения в данной сфере говорят об уравнительном подходе ко всем отраслям – как к промышленности, торговле, так и к образованию, науке, медицине. В условиях недостаточности средств, вкладываемых в образование, проблема налогового бремени становится особенно острой. Такое ощущение, что Россия возвращается в феодальные времена, когда феодал брал на себя обязанность только защищать рубежи и собирать на это налоги, совершенно игнорируя социальную сферу. Хотя всем давно ясно, что эффективность экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств они вкладывают в своих людей, в их образование. И потому для любого государства очень важно создать условия для развития системы образования, повышения ее уровня и качества. В этой связи налогообложение образовательных учреждений вызывает многочисленные споры.

В 1992 г. был принят Федеральный закон «Об образовании» [1], статья 40 которого, освобождавшая образовательные учреждения от уплаты всех налогов, с самого начала вызывала нарекания налоговых органов. Налоговики мотивировали тем, что вводить налоговые льготы – это прерогатива налогового законодательства и, в частности, Налогового кодекса [2]. С 1 января 2005 г. статья 40 Закона «Об образовании» утратила свое действие. И сегодня образовательные учреждения – налогоплательщики по всем налогам, а такой нюанс, что большинство образовательных учреждений является бюджетными, с точки зрения учета, лишь порождает дополнительные проблемы. Проблемы эти касаются разных методов учета доходов учреждений в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения, разных трактовок основных понятий в законодательстве, неопределенности законодательства и др.

Причем, обязанности по уплате налогов могут возникать у бюджетных учреждений в рамках не только предпринимательской деятельности, но и основной (бюджетной).

Чтобы разобраться, какие налоги и с какой базы должны платить образовательные учреждения с учетом особенностей их деятельности и статуса, необходимо провести анализ по каждому налогу в отдельности.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В отношении НДС у образовательных организаций существует ряд льгот по конкретным объектам налогообложения.

В соответствии со ст. 149 (подп. 14 п. 2) Налогового кодекса (НК) РФ освобождается от налогообложения реализация «услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений».

Под услугами в сфере образования понимаются услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части уставной непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы: государственной, муниципальной, негосударственной. Однако государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. То есть образовательные учреждения, являющиеся некоммерческими структурными подразделениями коммерческих организаций, например, закрытого акционерного общества, воспользоваться этой льготой по НДС не могут.

Обязательным условием по этой льготе является наличие лицензии на ведение образовательной деятельности.

Помимо своей основной деятельности образовательные организации занимаются целым комплексом других видов деятельности. Причем, это необходимо им для полноценной реализации своего прямого назначения. Например, можно ли представить современный вуз или школу без библиотеки или столовой? Практически везде есть спортивные залы, а то и бассейны. В структурах вузов, школ, учебных центров существуют научно-производственные подразделения, мастерские, типографии, сервисные и консультационные центры и т.д.

При неполной загрузке мощностей в целях образовательного процесса эти подразделения оказывают и платные услуги прочим потребителям. Для образовательных организаций они создают дополнительный доход. До 1 января 2005 г. в случае реинвестиции такого дохода в образовательный процесс он также льготировался. И, по сути, вся деятельность образовательных учреждений могла подпадать под льготу.

Однако сегодня мы с грустью констатируем отмену данной льготы, причем, чтобы предотвратить возможность перетолкования, законодатели изложили этот пункт НК совершенно конкретно: «… реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса».

Таким образом, теперь все, что не является реализацией от образовательных услуг, облагается НДС, за исключением ряда перечисленных ниже льгот.

Значительная часть образовательных организаций (особенно это относится к вузам) выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Причем, в свете перспектив развития вузовской науки объем этих работ будет возрастать. В соответствии с Налоговым кодексом их выполнение освобождено от НДС (подп. 16 п. 3 ст. 149). Однако данная льгота относится только к средствам, получаемым за эти работы из бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для таких целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров. Если же деньги поступают от других организаций, то они облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Актуальна для учреждения образования проблема льготы по реализации товаров, работ, услуг (за исключением подакцизных товаров), реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (подп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ). Реализация товаров (работ, услуг), указанных в этом подпункте НК, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы документов, исчерпывающий перечень которых приведен в НК.

Что касается столовых, то в НК РФ (подп. 5 п. 2 ст. 149) говорится об освобождении от налогообложения «продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям».

Но и здесь существует «однако»: данная норма применяется в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования. Если же образовательное учреждение негосударственное, то оно не может воспользоваться данной льготой. Исключения составляют учреждения, прошедшие процедуру аттестации и аккредитации и получившие хотя бы небольшое бюджетное финансирование. К сожалению, численность таких учреждений очень невелика.

С библиотеками вопрос сложнее. Статья 149 НК РФ (подп. 20 п. 2) освобождает от обложения НДС услуги в сфере культуры и искусства, к которым относятся: «…услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов… культинвентаря, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений… услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек…».

Эта льгота предоставляется учреждениям культуры и искусства, к которым относятся в том числе библиотеки. Но можем ли мы применять этот подпункт в образовательном учреждении, когда библиотека не является самостоятельной организацией, а состоит в структуре вуза как его подразделение? – Можем!

Общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О библиотечном деле» [3]. В соответствии со ст. 1 упомянутого Закона библиотека представляет собой информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. Основной вид деятельности библиотек – формирование и сохранение фонда документов на традиционных и нетрадиционных носителях информации, организация библиотечного обслуживания населения, в том числе особых групп пользователей (детского и юношеского возраста, лиц с физическими недостатками). Закон о библиотечном деле (п. 2 ст. 4) среди прочих выделяет библиотеки образовательных учреждений.

Если говорить о налоговом законодательстве, то прямой ответ мы можем найти в п. 18 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ [4]. При оказании перечисленных услуг в сфере культуры и искусства иными организациями, имеющими библиотеку в качестве обособленных или структурных подразделений, освобождение от налога предоставляется при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ и при обеспечении раздельного учета образовательной и библиотечной деятельности.

Напомним, что подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не предусматривает освобождения от НДС доходов от оказания услуг по сдаче помещений и иного имущества образовательного учреждения в аренду. Однако бывает, что помещения спортивных сооружений, состоящих на балансе учебного заведения, сдают в аренду организациям физической культуры и спорта для проведения ими спортивно-зрелищных мероприятий. В таких случаях платить НДС не нужно, так как эти операции освобождаются от НДС на основании подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ. Также освобождены от обложения НДС услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Льготы на обложение НДС «услуг по содержанию детей, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях» выделены в отдельный пункт и льготируются на основании подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ. Хотя их услуги связаны с проведением воспитательного процесса и впрямую могут подпадать под действие подп. 14 п. 2 ст. 149, но законодатель во избежание неоднозначного толкования отнес их в особую группу.

Завершая обзор льгот по налогу на добавленную стоимость для образовательных учреждений, необходимо сказать и о возможности применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС для небольших образовательных учреждений по ст. 145 НК: «Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей». То есть, если образовательное учреждение в среднем имеет выручку от образовательных и других услуг не более 666 тыс. руб. в месяц и при этом не имеет желания вести раздельный учет по разным видам деятельности, облагаемых НДС и не облагаемых, то необходимо оформить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК, которые подтверждают право на такое освобождение, и представить их в налоговый орган по месту своего учета.

Следует иметь в виду, что организация, которая оказывает услуги, облагаемые и не облагаемые НДС, обязана вести раздельный учет таких операций согласно п. 4 ст. 149 НК РФ, а это предполагает не только раздельный учет выручки, но и раздельный учет «входного» НДС. При отсутствии раздельного учета по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, «входной» НДС вычету не подлежит и в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль, не включается.

То есть если имущество, а также работы и услуги используются как для облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, то суммы «входного» НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости в той пропорции, в какой они были использованы при оказании тех или иных услуг. Эту пропорцию определяют исходя из доли услуг, реализация которых подлежит налогообложению (освобождена от налогообложения), в общей стоимости оказанных за налоговый период услуг.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

По ЕСН какие-либо льготы для образовательных учреждений не предусмотрены. Учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, сумм налоговых вычетов ведется по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд как соответствующая процентная доля налоговой базы. Ставки налога, порядок исчисления, сроки уплаты авансовых платежей и расчет по итогам отчетного периода применяются в соответствии с главой 24 НК РФ.

Но в любой организации, в том числе и образовательной, могут быть выплаты, не облагаемые ЕСН на основании ст. 236 и 238 НК РФ, если они предусмотрены в коллективном договоре (в трудовых договорах).

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

О налоге на имущество организаций следует сказать, что в соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ все организации освобождаются от уплаты налога на имущество по объектам социально-культурной сферы, используемым для нужд образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Но с 1 января 2006 г. срок действия этой льготы истекает.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Как известно, с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 31 НК РФ «Земельный налог», однако по ее нормам налог в этом году уплачивают только те налогоплательщики, чьи земли находятся в пределах г. Москвы, а также в тех муниципальных образованиях, где успели принять местные законы (ст. 3 Закона № 141 ФЗ). На остальной же территории России в течение 2005 г. земельный налог взимается по старым правилам, установленным Законом РФ от 11.10.91 г. № 1738-1 «О плате за землю». Планируется, что к концу 2005 г. в нашей стране пройдут все подготовительные землеустроительные работы, будет полностью завершена оценка земель, выделены границы земельных участков, и с 1 января 2006 г. все перейдут на уплату земельного налога по-новому, то есть по нормам главы 31 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. При этом земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, объектом налогообложения не являются.

Здесь следует отметить, что в силу п. 2 ст. 6 Земельного кодекса (ЗК) РФ для включения земельного участка в земельно-правовые отношения и, как следствие, признания его объектом налогообложения земельный участок должен быть индивидуально определен. То есть он должен иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все указанные данные учитываются в системе земельного кадастра.

Из сказанного можно сделать вывод, что если земельный участок не включен в Государственный земельный кадастр в порядке, установленном ст. 70 ЗК РФ и Федеральным законом от 02.01.01 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», то такой участок объектом налогообложения признаваться не может, ибо моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельные участки.

Следует иметь в виду, что при проведении контрольной работы к организациям в отношении земельных участков, по которым своевременно не принимаются меры по их государственной регистрации в органах юстиции (в том числе участков, приобретенных на условиях договоров купли-продажи), должны применяться согласно ст. 110 части первой Кодекса меры ответственности за совершение умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренные ст. 120 (или 122) части первой Кодекса. При этом необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также условия договоров (в том числе в отношении сроков государственной регистрации объектов и ответственности сторон).

Главное отличие нового земельного налога от предыдущего заключается в том, что налоговой базой теперь стала кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ). Стало быть, те муниципалитеты, на территории которых кадастровая оценка земельных участков еще не завершена, должны закончить ее не позднее ноября 2005 г.

В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками только на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Напомним, что согласно ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки передаются юридическим лицам, имеющим в своем составе государственный (муниципальный) элемент: государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. А пожизненное наследуемое владение могло возникнуть у граждан до введения в действие Земельного кодекса, но в силу ст. 21 ЗК РФ сохранило свое действие.

С земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования у организаций и физических лиц, земельный налог, исходя из норм НК РФ, уплачивать не нужно. То же касается и земель, переданных по договору аренды.

Теперь о льготах. Количество их по земельному налогу значительно уменьшилось: с 23 (ст. 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю») до 8 (ст. 395 главы 31 НК РФ). В частности, новым федеральным законодательством право на освобождение от уплаты земельного налога учреждениям образования не предоставлено.

Впрочем, перечень льготников выглядит весьма условным. Ведь Налоговый кодекс делегировал право устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, представительным органам муниципальных образований (ч. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Так, решением городского Совета Новосибирска от 23.06.04 г. № 413 «О предоставлении льгот по местным налогам, сборам и иным платежам в бюджет города Новосибирска» (в ред. решений городского Совета от 22.09.04 г. № 437, от 23.11.04 г. № 494) принято, что «от уплаты земельного налога в части, поступающей в бюджет города, полностью освобождаются следующие категории юридических лиц: … 1.1. Бюджетные организации, финансируемые из бюджета города …».

Следовательно, на территории Новосибирска образовательные организации являются плательщиками земельного налога в отношении собственных и полученных в бессрочное пользование земельных участков. Исключение составляют бюджетные учреждения образования, финансируемые из бюджета города.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Начнем с того, что образовательные учреждения на сегодняшний день не имеют никаких льгот по налогу на прибыль, которые можно было бы отнести именно к специфике деятельности. Вместе с тем, глава 25 НК РФ, регламентирующая обложение налогом на прибыль, при определении налоговой базы освобождает от обложения целевые (подп. 14 п. 1 ст. 251 и п. 2 ст. 251) и безвозмездные (подп. 6, 11, 22 п. 1 ст. 251) поступления. Однако прежде чем применять эти льготы, необходимо внимательно проанализировать, что законодатель относит к целевым и безвозмездным поступлениям в целях налогообложения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами:

– в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

– в виде полученных грантов (подп. 14 п. 1 ст. 251 дает четкое определение гранта – это денежные средства или иное имущество, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований; выделяется грант на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта);

– в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

– в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

– в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

– в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

Что касается безвозмездной помощи, то при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы. Для приобретения диплома, не надо выезжать за пределы республики, купить диплом в Таджикистане вы можете дистанционно, диплом доставят вам в любую точку Таджикистана!

1. Средства и имущество, полученные в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (подп. 6 п. 1 ст. 251).

2. В виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

– от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) передающей организации;

– от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) получающей организации;

– от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (подп. 11 п. 1 ст. 251).

3. В виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251).

В отношении бюджетных образовательных учреждений нужно добавить следующее. В Налоговом кодексе присутствует статья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», которая дает все определения, необходимые для расчета налоговой базы.

Налогоплательщики – бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками – доходами от коммерческой деятельности НК РФ признает доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между суммой дохода, полученной от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Можно долго спорить, какие противоречия таятся в нашем законодательстве, какой нормативный акт дает определение предпринимательской деятельности, целевым средствам и т.д., но в целях налогообложения мы должны руководствоваться Налоговым кодексом. И, как видим, остальные законодательные акты приводятся в соответствие именно с ним, как это случилось со статьей 40 Закона «Об образовании».

Примечания

1. Закон Российской Федерации от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 21.07.05 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3 (15 янв.). Ст. 150.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. От 05.08.00 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.00 г.) (в ред. от 22.07.05 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32 (7 авг.). Ст. 3340.
3. Закон Российской Федерации от 29.12.94 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (ред. от 22.08.04 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1 (2 янв.). Ст. 2.
4. Приказ МНС РФ от 20.12.00 г. № БГ-3-03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации» (ред. от 11.03.04 г.) // Российский налоговый курьер. 2001. № 3.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты