ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Куницын Д В Иванова Н Г 
Налогообложение образовательных учреждений в современных условиях
Статья опубликована в: 2003г.N1, c.111; 
Рубрика: Образование

Д.В. Куницын - начальник отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу
Н.Г. Иванова - заместитель начальника отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу

Версия для печати (формат .doc, 99 Kb) - скачать

Повышенный спрос на получение образовательных услуг, в том числе второго образования и другой профессии, повышение квалификации – естественное следствие сложившейся ситуации, когда предложение на рынке труда превышает спрос, а одним из основных требований при приеме на работу является наличие соответствующего профессионального образования.

Содержание образования как один из факторов экономического и социального прогресса общества должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Кроме того, оно должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Организационные основы государственной политики Российской Федерации в области образования формулируются в Федеральной программе развития образования, утверждаемой федеральным законом.

Правовая база образовательной деятельности и системы образования включает значительное количество законодательных и нормативно-правовых актов – это, в частности, Конституция Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от 01.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании». Во исполнение данного Закона принято несколько десятков постановлений Правительства РФ, приказов соответствующих федеральных министерств и ведомств. Кроме того, субъекты Федерации вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие соответствующим федеральным законам.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан России на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральных органы государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Система образования в Российской Федерации состоит из:

1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Виды образования соответствуют общеобразовательным программам, которые определяют содержание образования конкретного уровня и направленности.

В Российской Федерации реализуются общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме – в образовательном учреждении; кроме того – в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством образовательный процесс, то есть реализацию образовательных программ и (или) содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, осуществляют образовательные учреждения.

Образовательные учреждения являются юридическими лицами. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично.

Отметим, что учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления, которое включает права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 08.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»).

В зависимости от категории учредителя (учредителей) образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Кроме этого негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций: Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами об отдельных формах и видах некоммерческих организаций.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России – независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной Законом «Об образовании», регулируется законодательством Российской Федерации.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Федерации, на основании заключения экспертной комиссии.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ), в том числе право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно ст. 39 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности.

Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством Российской Федерации.

Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования.

Следует отметить, что по договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.

В соответствии с нормами законодательства образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и т.д.). Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.

Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность.

К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

– реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

– торговля покупными товарами, оборудованием;

– оказание посреднических услуг;

– долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

– приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

– ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

Кроме этого в своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации о предпринимательской деятельности.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ СЛОЖИВШЕЙСЯ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

На основании ст. 4 Закона РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» некоммерческие организации, в том числе образовательные, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы по месту учета в сроки, установленные законодательством. Согласно ст. 15 Закона РФ «О бухгалтерском учете» некоммерческие организации (за исключением бюджетных) обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные сроки.

Состав бухгалтерской отчетности, которую должны представлять некоммерческие образовательные организации, указан в п. 4 Приказа Минфина России от 13.01.00 г. № 4Н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В соответствии со ст. 23 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиками, в том числе некоммерческими образовательными учреждениями и организациями, при наличии объекта налогообложения, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Сроки представления налоговых деклараций по каждому конкретному налогу установлены налоговым законодательством.

Кроме того, по отношению к физическим лицам некоммерческие образовательные учреждения и организации выступают налоговыми агентами. Поэтому на основании нормы п. 2 ст. 230 НК РФ они обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленного и удержанного в этом налоговом периоде налога на доходы физических лиц.

Налогообложение образовательных учреждений имеет свои особенности в связи с тем, что такие учреждения являются некоммерческими и, кроме этого, образовательными, для которых в Законе РФ «Об образовании» дополнительно установлены некоторые нормы.

Как уже говорилось, государственные и негосударственные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги. Налогообложение доходов от оказания таких платных образовательных услуг часто становится причиной многочисленных споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

В частности, вопросы возникают при применении Закона РФ «Об образовании» в части признания деятельности образовательных учреждений непредпринимательской и при предоставлении образовательным учреждениям льгот по налогам.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 45, 46 Закона РФ «Об образовании» деятельность по оказанию платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями не является предпринимательской, так как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях доход от такой деятельности реинвестируется в данные образовательные учреждения, у некоммерческих – при условии, что доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Кроме основной образовательной деятельности вышеназванные учреждения могут реализовывать и сдавать в аренду основные фонды и имущество, осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием, оказывать посреднические услуги, принимать долевое участие в деятельности других учреждений, приобретать акции, облигации, ценные бумаги, проводить иные внереализационные операции.

Как отмечалось выше, согласно п. 3 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренной уставом этого образовательного учреждения производимой продукции (работ и услуг) относится к предпринимательской лишь в той части, в какой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

Таким образом, основным признаком непредпринимательской деятельности образовательного учреждения является реинвестирование полученного дохода в образовательный процесс.

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам Налоговым кодексом не предусмотрено, а предусмотрено Законом РФ «Об образовании», не относящимся к налоговому законодательству.

Вместе с тем, из арбитражной практики рассмотрения споров о применении налоговых льгот, а также положений п. 15 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса» следует, что нормы о налоговых льготах применяются независимо от того, в каком законодательном акте они содержатся – в связанном или не связанном с вопросами налогообложения.

Поэтому до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ образовательные учреждения имеют освобождение от уплаты всех видов налогов в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Так, до 1 января 2002 г. образовательные учреждения имели льготу по налогу на прибыль, до 1 января 2003 г. – льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Однако данная норма не применяется к налогам, введенным частью второй Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим некоторые особенности налогообложения образовательных учреждений.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 Налогового кодекса РФ, в которой предусмотрены существенные изменения в порядке расчета налога на прибыль организаций. Необходимо отметить, что с принятием соответствующей главы Налогового кодекса утрачивает силу Закон РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», за исключением отдельных положений, касающихся применения налоговых льгот.

Новый законодательный акт внес серьезные изменения в порядок расчета налога на прибыль некоммерческих организаций, в том числе образовательных учреждений.

Согласно ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования и целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования. В частности, к ним относится имущество в виде:

– средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетных учреждений;

– полученных грантов;

– инвестиций;

– средств, полученных из определенных российских фондов.

Налоговым кодексом также введено понятие целевых поступлений. Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ ими являются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Главой 25 НК РФ оговорены также условия, при несоблюдении одного из которых средства целевого финансирования или целевые поступления могут стать объектом налогообложения.

Во-первых, организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности. В случае отсутствия такого учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Во-вторых, средства целевого финансирования и целевые поступления должны расходоваться строго по целевому назначению. В противном случае такие средства и поступления, за исключением бюджетных средств, подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент фактического использования их не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ, подп.  9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Для образовательных учреждений и некоммерческих образовательных организаций существуют особенности при учете амортизации основных средств.

Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете независимо от того, за счет какого источника и для ведения какой деятельности приобретаются основные средства некоммерческих организаций, начисление амортизации по основным средствам некоммерческих организаций не производится. Однако поскольку основные средства все равно изнашиваются, этот факт отражается начислением в конце года износа на забалансовом счете по установленным нормам амортизационных отчислений.

В целях налогообложения в соответствии со ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

– имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

– имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

– имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования.

Особенности ведения налогового учета бюджетными организациями изложены в ст. 321.1 НК РФ.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» этим налогом не облагается имущество бюджетных образовательных учреждений. Поэтому, сдавая свое имущество в аренду, данные организации сохраняют за собой право на указанную льготу.

Иначе обстоят дела с некоммерческими образовательными организациями, не являющимися бюджетными. Пунктом «г» ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» предусмотрена льгота по имуществу, которое используется исключительно на нужды образования. Как только образовательная организация (не бюджетная) сдает свое имущество в аренду, она сразу теряет льготу по данному имуществу, поскольку сданное в аренду имущество не используется в целях образования. В таком случае для применения льготы некоммерческое образовательное учреждение обязано вести раздельный учет имущества, используемого для образовательных нужд и сдаваемого в аренду.

Как уже упоминалось ранее, объекты основных средств некоммерческих организаций не подлежат амортизации. Однако суммы начисляемого износа участвуют в расчете налоговой базы по налогу на имущество предприятий.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Льгота предоставляется по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии.

Таким образом, необходимым условием для предоставления льготы является наличие у образовательного учреждения лицензии, а для организаций, осуществляющих кроме образовательной другую деятельность, обязательно также ведение раздельного учета облагаемых и освобождаемых от НДС операций.

При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального, муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями – некоммерческими образовательными организациями без участия органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные организации вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендую плату – на счет балансодержателя имущества (некоммерческой образовательной организации), в бюджет или на счет, специально открытый для этого балансодержателя в органах казначейства.

При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального, муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями – некоммерческими образовательными организациями и органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, применяется порядок уплаты налога в бюджет, указанный в п. 3 ст. 161 главы 21 НК РФ, то есть налог исчисляет, удерживает и уплачивает налоговый агент – арендатор государственного и муниципального имущества.

Отметим также, что в главе 21 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп.4 п. 2 ст. 149 НК РФ).

При этом под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.

В случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона РФ «Об образовании».

Кроме того, согласно подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

Действующее законодательство по налогу на добавленную стоимость не только предусматривает обложение в льготном порядке тех операций, которые непосредственно связаны с образовательным процессом, но также способствует и льготному налогообложению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых образовательными учреждениями.

Так, согласно подп. 16 п.  3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС операций по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Осуществление образовательного процесса без современной учебно-методической литературы невозможно. В целях стимулирования издательской деятельности законодательство по НДС также предусматривает определенные послабления. Так, согласно пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ предусмотрено применение пониженной 10 % ставки НДС в отношении операций по реализации периодических печатных изданий (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера) а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера).

Введение 10 % ставки НДС взамен ранее действовавшего режима освобождения от налогообложения, на наш взгляд, должно способствовать не ухудшению, а улучшению финансового состояния образовательных организаций, осуществляющих издательскую деятельность, поскольку становится возможным получить налоговые вычеты, а также возмещение налога в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму налога по облагаемым операциям.

Действующее законодательство создает благоприятные условия и для благотворительной деятельности. Так, согласно подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не признается реализацией товаров (работ, услуг). В связи с этим передача имущества некоммерческим образовательным организациям на безвозмездной основе для нужд основной уставной деятельности не признается реализацией товаров и, соответственно, объектом обложения НДС у передающей стороны.

Однако в случае, если некоммерческая образовательная организация, например, безвозмездно передает печатную продукцию коммерческим организациям, то у нее возникает объект налогообложения по НДС.

Объект налогообложения по НДС возникает и при строительстве объектов основных средств хозяйственным способом (подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В случае приобретения некоммерческой организацией имущества (в том числе основных средств) за счет целевых средств уплаченные поставщикам суммы НДС согласно п. 2 ст. 170 НК РФ учитываются в стоимости этого имущества. В дальнейшем, при реализации основных средств, приобретенных за счет целевых средств и оприходованных по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база согласно п. 3 ст. 154 НК РФ определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС и без учета налога с продаж) и остаточной стоимостью реализуемого имущества.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Как показывают статистические данные, основная доля налогов, исчисляемых и уплачиваемых в настоящее время образовательными организациями, приходится на единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.

Однако и здесь законодатели предусмотрели целый ряд положений, снижающих налоговую нагрузку на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также способствующих привлечению средств в эту сферу деятельности.

Так, согласно п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых им на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 217 НК РФ доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц, подлежит уменьшению на социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 тыс. руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях – в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Данный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Кроме того, действующим законодательством некоторые выплаты, производимые образовательными учреждениями физическим лицам, освобождаются от налогообложения.

Так, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями; стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами; стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости (п. 11 ст. 217 НК РФ).

При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 204 Трудового кодекса РФ стипендией признается выплата ученику – работнику организации на период ученичества, размер которой определяется ученическим договором, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Также согласно п. 21 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям.

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения образовательных учреждений, на наш взгляд, может осуществляться только в рамках общего процесса реформирования всей системы налогообложения. Установление каких-либо новых льгот – «индивидуальных», либо предназначенных только для образовательных организаций – не представляется целесообразным.

Общее же направление реформирования системы налогообложения в Российской Федерации должно предусматривать построение стабильной и справедливой системы. При этом в среднесрочной перспективе главными направлениями налоговой реформы должны стать следующие:

– снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (снижение размеров единого социального налога);

– упрощение процедуры исчисления основных налогов (НДС, налог на прибыль, ЕСН);

– уточнение положений налогового законодательства;

– усиление информационно-разъяснительной работы налоговых органов по применению норм и положений налогового законодательства;

– улучшение процедуры взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, в том числе внедрение методов электронного документооборота и т.д.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты