ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЧАСТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


А № 268760 от 18.07.2007 (рег. № 9122)

АА № 000714 от 18.07.2007 (рег.№ 0692)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Пустовалов М Н Лебедев Н А 
Механизм привлечения социальных инвестиций в регионе
Статья опубликована в: 2007г.N2, c.; 
Рубрика: Инвестиции

М.Н. Пустовалов - советник зам. губернатора Псковской области в Представительстве Администрации Псковской области при Правительстве РФ, (Москва), аспирант кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» Современной гуманитарной академии
Н.А. Лебедев - научный руководитель –  д-р экон. наук

Перед тем как понять и разобрать механизм вложений в социальную сферу или привлечения социальных инвестиций, попытаемся определить, что же представляют собой социальные инвестиции?

Инвестиции в законодательстве определяются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Заметим, что цель инвестирования определена как прибыль или полезный эффект, который не обязательно должен быть связан с сиюминутным доходом. Социальные инвестиции предполагают вложения в социальную сферу.

Социальная сфера – совокупность государственных и частных институтов, деятельность которых направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня жизни людей. Отрасли социальной сферы удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности населения.

Социальные инвестиции – вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей.

Субъектом социальных инвестиций могут быть органы государственной власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц – прибыль, для некоммерческих организаций – повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Для последних получение прибыли не является целью социального инвестирования.

Для любого проекта эффективность выражается отношением полученного результата к произведенным затратам. Экономическая эффективность, как конечный результат хозяйственной деятельности, может характеризоваться стоимостными или натуральными показателями. Применительно к социальным инвестициям экономическая эффективность отражает только одну часть общих показателей эффективности. Другую часть отражают показатели социальной эффективности социальных инвестиций.

Существуют четыре основных показателя эффективности социального инвестирования:

• социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;
• социальная эффективность определяет повышение уровня жизни людей;
• социально-экономическая эффективность дает представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;
• экономическая эффективность отражает экономическую эффективность проекта на основе соотношения результатов к затратам.

Для того, чтобы в субъект Федерации направились социальные инвестиции, региональным властям необходимо провести грамотную и обоснованную политику по их привлечению. В самом упрощённом виде механизм привлечения социальных инвестиций может представлять собой поэтапное решение основных задач инвестором или региональными и местными властями:

1. Определение целей региональной инвестиционной политики

В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам внутренней региональной экономической политики и глобальной цели экономического развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоя¬тельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы; выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Одно из важнейших требований современности – социальный характер развития экономики регионов.

Социальная сфера экономики становится важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона – залог его успешного развития.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков.

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, группо¬вых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. Основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя региональные органы власти.

2. Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

Основными источниками региональных социальных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

• средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);
• инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществ¬ляемые внеплановой инвестиционной программой;
• налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

3. Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

Ввиду ограниченности финансовых средств, мобилизуемых на региональное развитие, встает задача отбора инвестиционных проектов для первоочередного финансирования, реализация которых позволяет получить в кратчайший срок максимальный эффект от государственных и частных инвестиций.

При этом выбор таких проектов, называемых приоритетными, производится в рамках ресурсных ограничений – ограничений на объем финансирования в первый год реализации программы. По существу задача отбора приоритетных проектов является задачей выбора наилучшего варианта реализации программы, придает ей необходимую ориентацию в рамках приоритетных целей и в конечном итоге определяет наиболее эффективную стратегию их достижения.

Задача выбора приоритетных инвестиционных проектов носит многокритериальный характер. Проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Их качество оценивается при помощи определенного набора количественных показателей эффективности – коммерческой, бюджетной, социальной.

Как правило, при рассмотрении вопроса о приоритетном финансировании может быть представлено несколько сотен инвестиционных проектов. Исходя из сформулированных выше приоритетных задач качество каждого проекта оценивалось по значениям следующих пяти показателей эффективности:

1) бюджетной эффективности – размер ежегодных налоговых выплат в федеральный, республиканский и местный бюджеты после выхода предприятия, реализующего проект, на проектную мощность;

2) социальной эффективности – ежегодные поступления в социальные фонды и экономия средств на социальные выплаты, которые выплачивались бы гражданам региона, если не были бы сохранены старые рабочие места на предприятии, реализующем проект, и не были бы созданы новые;

3) коммерческой эффективности – величина, обратная периоду окупаемости (в месяцах) инвестиционного проекта.

Упорядочение альтернатив по степени предпочтительности производилось с использованием трех обобщенных критериев, учитывающих цели развития региона:

Все три обобщенных критерия отдают предпочтение проектам, от реализации которых скорейшим образом достигается наибольший некоммерческий (т.е. бюджетный и социальный) эффект.

4. Технология внедрения социальных инвестиций

Технология внедрения социальных инвестиционных проектов подразделяется на точечный, массовый, рыночный и агрессивный виды.

Технология точечного вида социального инвестирования предусматривает создание специальных экспериментальных объектов или сегментов с режимом наибольшего благоприятствования для реализации социального инвестиционного проекта. При достижении положительных результатов экспериментальные, точечные зоны расширяются, и в процесс реализации проекта втягиваются все новые субъекты инвестирования.

Примером внедрения подобной технологии может быть открытие магазинов эконом-класса или торговых предприятий, реализующих товары среди социально незащищенных слоев населения в отдельных районах города. По мере получения данных реализации проекта, в том числе тех, что позволяют сделать выводы об эффективности произведенных затрат и упущениях при разработке, сеть таких торговых точек расширяется.

Технология массового вида социального инвестирования предполагает разработку типовых нормативов, основанных на представлениях разработчиков проекта и инвесторов о свойствах и качествах социального инвестиционного продукта. В случае, если проект затрагивает несколько отраслей народного хозяйства и социальной сферы – возникает необходимость в разработке специальных межведомственных нормативов, создании специальных органов или структур по его внедрению.

Примером подобного вида социального инвестирования может быть издание специальной или учебной литературы, которое требует согласований органов управления образованием, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, предусматривает задействование в реализации проекта типографий, поставщиков бумаги, художников, книготоргующих предприятий.

Технология рыночного вида социального инвестирования основывается на рыночной составляющей проекта, предположении, что рынок как механизм способен сам отрегулировать стихийный процесс реализации, а экономическая эффективность социального инвестиционного проекта базируется в основном на прибыльности инвестиционного продукта.

Наиболее ярким примером рыночного подхода является ставший уже хрестоматийным эпизод из перестроечных времен: во второй половине 80-х гг. предприниматель из Минска наладил выпуск наборов «Сам сапожник», куда входили две набойки для каблуков и два сапожных гвоздя.

Технология агрессивного вида социального инвестирования характеризуется максимальной активностью при внедрении социального инвестиционного проекта: рекламной кампанией в СМИ, по ТВ и радио, использованием сетевого маркетинга с привлечением большого числа реализаторов, открытием точек распространения или внедрения в уже имеющиеся точки нового продукта в качестве приоритетного.

Наиболее ярким примером агрессивной технологии социального инвестирования последнего времени может быть активно внедряемое и пропагандируемое потребительское кредитование, которое фигурирует и как самостоятельная банковская услуга, и как способ реализации того или иного товара.

Государственное регулирование социальных инвестиций. Государственное регулирование социального инвестирования должно следовать двум государственным принципам: принципу социальной справедливости и принципу социально-экономической эффективности. Экономический смысл государственного регулирования социальных инвестиций заключается в выполнении четырех основных функций государства и его структур: производства и перераспределения необходимых социальных товаров, работ или услуг; финансирования социальной инвестиционной деятельности; стимулирования социального инвестиционного процесса и информационного сопровождения социального инвестирования. Цель государственного регулирования социальной инвестиционной деятельности – достижение оптимального варианта взаимодействия государства, инвесторов и потребителей в процессе повышения уровня и качества жизни в стране.

Наиболее актуальным в настоящее время социальным инвестиционным проектом в области здравоохранения является повышение квалификации медиков через возрождение курсов повышения квалификации, учебы с отрывом от врачебной деятельности, получения дополнительного образования.

Насущный социальный инвестиционный проект в области физкультуры и спорта – расширение массовости занятий физической культурой и спортом всех слоев и возрастных категорий населения.

Для более эффективного обеспечения занятости населения необходимо внедрение социального инвестиционного проекта, направленного на создание новых рабочих мест в социальной сфере и малом бизнесе.

В области культуры и искусства актуальным социальным инвестиционным проектом может стать развитие культурного образования детей и юношества. Это не столько музеи и концерты классической музыки, сколько художественное воспитание молодежи.

В области социального обеспечения (персональных социальных услуг) основной проблемой, для решения которой может быть разработан социальный инвестиционный проект, является обеспечение занятости инвалидов.

Эффективность каждого из предложенных государственных социальных инвестиционных проектов будет выражаться в росте ВВП страны, создании новых рабочих мест, увеличении налоговых поступлений, уменьшении выплат из фондов социального страхования, повышении средней продолжительности жизни, сохранении и развитии физического и душевного здоровья детей и молодежи.

Принципиальная схема формирования и реализации инвестиционной политики состоит из восьми этапов:

На первом этапе определяются социальные, экологические и экономические проблемы региона, решение которых требует инвестиций как для достижения устойчивого развития региона в целом, так и для обеспечения нормальной жизнедеятельности его муниципальных образований.

На втором и третьем этапах на основе генеральной цели – улучшения качества жизни населения, а также с учетом необходимости решения проблем развития региона, осуществляется выбор стратегических и тактических целей инвестирования и определяются приоритетные с точ¬ки зрения регионального сообщества направления инвестирования.

На этапе формирования региональной стратегии инвестиций определяется ряд условий, которым должны отвечать все инвестиционные проекты, реализуемые в регионе. Главными из таких требований являются следующие:

1. Инвестиции должны быть социально ориентированными, что, прежде всего означает приоритет социальных проблем населения региона при выборе направлений и объектов инвестирования.

2. Инвестиции должны быть регионально ориентированными, то есть обеспечивать приоритетное соблюдение интересов населения региона при принятии инвестиционных решений. Каждый из вас задавал себе вопрос, как же сделать так, чтобы в моем канале было как можно больше людей? Не имея на это все времени и силы. Этот вопрос мы можем взять на себя и предложить свои услуги, мы уже не первый год на рынке делаем продвижение каналов telegram проще говоря, большой опыт за плечами.

3. В качестве одного из главных критериев инвестирования должен использоваться принцип «не ухудшения» среды обитания населения региона, что подразумевает учет экологических факторов при оценке прогнозируемых результатов и последствий инвестиций. Соблюдение данного условия может быть обеспечено введением обязательной экспертизы инвестиционных проектов и предложений.

На четвертом этапе происходит формирование региональной инвестиционной программы, которое наглядно можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Формирование банка данных инвестиционных проектов и предложений

Начальным этапом формирования регионального банка инвестиционных проектов является разработка инвестиционных предложений различными субъектами регионального сообщества. В блок 1 поступают инвестиционные предложения предприятий, организаций и отдельных предпринимателей региона.

В блоке 2 концентрируются предложения, разработанные муниципальными структурами и направленные на решение социально-экономических проблем муниципалитетов.

В блоке 3 сосредоточены проекты, осуществление которых будет способствовать решению проблем развития всего региона в целом (крупные инфраструктурные и транспортные проекты, проекты, повышающие привлекательность региона как места осуществления предпринимательской деятельности и т.п.).

Далее происходит предварительная оценка поступивших предложений и проектов. С точки зрения приоритета интересов регионального сообщества оценива-ются не только экономическая эффективность, но и прогнозируемые экологические и социальные последствия осуществления инвестиционных проектов.

На основе проведенной экспертизы происходит отбор и формирование упорядоченного пакета инвестиционных проектов и предложений.

Формирование банка данных инвестиционной программы позволяет определить потребности в инвестиционных ресурсах на различные временные горизонты. Одновременно осуществляется прогнозный анализ состояния инвестиционных ресурсов региона. Такой прогноз осуществляется методом экстраполяции статистических данных.

После сравнения результатов и уточнения величины дефицита инвестиционных ресурсов определяется задача повышения инвестиционной активности региональной экономики как через привлечение инвестиционных ресурсов из-за пределов региона, так и посредством стимулирования инвестиционной активности внутри региона. Свое систематизированное выражение эта работа получает в целевой программе сти-мулирования инвестиций в экономику региона.

В конечном счете, происходит контроль за реализацией мероприятий целевой программы, а также на основе анализа ее осуществления и изменения ситуации выполняется корректировка конкретных используемых инструментов.

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что социальные инвестиции в современных условиях играют роль опоры экономики нашей страны! Без здоровой, высокоразвитой и интеллектуальной нации невозможно вывести на высокий мировой уровень экономику страны. Развитие промышленности и всего государства немыслимо без высококвалифицированных кадров, способных взять на себя решение самых разнообразных проблем, стоящих перед обществом! Именно от того, как грамотно государство будет распределять и привлекать социальные инвестиции, и будет зависеть общее социальное развитие региона и страны в целом!

Примечания

1. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью: Учебник. М.: КНОРУС, 2005. 384 с.
2. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. Мн.: Книжный дом, 2005. 368 с.
3. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление. М.:ИНФРА-М, 2006. 718 с.
4. Игошин Н.В. Инвестиции: организация, управление, финансирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 448 с.
5. Инвестиции: системный анализ и управление / Под ред. Балдина К.В. М.: Дашков и К, 2006. 288 с.
6. Инвестиции: Учебник / Под ред. Ковалёва В.В., Иванова В.В., Лялина В.А. М.: Изд-во Проспект, 2005. 440 с.
7. Информационно-аналитический журнал «Новая прагматика». Псков, 2005.
8. Новикова О.Е. Основные направления развития регионов России с учетом внешнеэкономических факторов. М.: Научная книга, 2005. 261 с.
9. Сайт Министерства экономики и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: .

 

 
©2001-2007, СШФБД
 : ,
267803455     468065118 - онлайн-консультации