ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Исаева К Р 
Технологическая подготовка студентов с применением декоративно-прикладного искусства
Статья опубликована в: 2006г.N2, c.; 
Рубрика: Сборник в журнале

К.Р. Исаева - КарГУ им. Е.А. Букетова, Караганда

Современный уровень развития науки и техники, внедрение новейшей технологии, а также требования сегодняшнего дня – сохранения и развития ценностей народов, населяющих нашу Республику, ставит перед системой образования новые подходы к повышению качества обучения и воспитания.

Профессиональная подготовка учителей технологии и педагога профессионального обучения осуществляется в процессе изучения таких дисциплин, как психология, педагогика, методика трудового и профессионального обучения.

В настоящее время наблюдается совершенствование программ по технологии труда для общеобразовательной школы Республики Казахстан. Основательного решения требуют вопросы подготовки учителя технологии труда и предпринимательства по подготовке к изучению раздела программы «Художественная обработка материалов с элементами казахского декоративно-прикладного искусства».

Изучение декоративно-прикладного искусства при художественно-технологической обработке материалов рассматривает особенности работы педагога с учениками.

Технология – это совокупность рациональных приемов обучения и воспитания. В педагогической науке методика может быть общей, которая изучает способы и приемы обучения и частной, изучающей способы и приемы обучения конкретной дисциплины.

Технология обучения всегда целенаправленна. В современной школе ее цель не только вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, но и воспитать всесторонне развитую личность с широким мировоззрением.

Обучение казахскому декоративно-прикладному искусству включает подготовку студентов к данной деятельности, воспитание и развитие широко образованной, культурной, творческой личности.

Это предполагает:

– ознакомление студентов с основами техники, современными перспективными технологиями преобразования материалов, с учетом экономических, экологических, предпринимательских знаний;
– творческое и эстетическое развитие, в частности в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов;
– овладение общетрудовыми умениями и навыками для применения в изучении декоративно-прикладного искусства.

Ознакомление с национальной культурой в процессе подготовки к декоративно-прикладному искусству способствует выработке нравственных норм, правил, которые постепенно становятся жизненной необходимостью к потреблению. Следуя необходимости формирования у студентов устойчивого мировоззрения и творчества, важно воспитать бережное отношение к материалам и духовным ценностям своего народа, стремление к их сохранению и развитию.

Художественная подготовка с применением казахского декоративно-прикладного искусства характеризуется:

– творческим подходом к работе;
– владением техникой и технологией исполнения объектов декоративно-прикладного искусства;
– оригинальностью и неординарностью художественного решения изделий декоративно-прикладного искусства;
– проявлением интереса к технологии художественной обработки;
– исполнительским мастерством.

А также, художественная подготовка включает освоение знаний, умений и навыков о фактуре материала, цвету, линии, объему, тону, ритму, форме, пропорции и композиции.

Существенные изменения социально-экономических ориентиров общества, переориентация в сфере духовных ценностей, необходимость решения проблем профессиональной подготовки в условиях самостоятельного преодоления сложностей рыночной экономики ставят на качественно новый уровень технологическую подготовку студентов.

Прогрессивное развитие общества оказывают влияние на все стороны производства и приводит к их коренным изменениям. Значительные перемены происходят как в организации производственного процесса, так и в содержании технологии как составной части производственного процесса. Задача технологической подготовки студентов, осуществляемой в процессе их профессионального образования, состоит в том, чтобы познакомить их с характерными особенностями производственных процессов различных промышленных предприятий. Содержание технологической подготовки студентов определяется следующим: сведениями об основных стадиях производственных процессов; сведениями о технологическом процессе переработки сырья, изготовлении изделий. Технологическая подготовка студентов при художественной обработке материалов осуществляется в процессе выполнения практических работ.

Изучение технологии включает раскрытие научных основ производства. Технологическую подготовку можно рассматривать и через политехнический подход, что способствует углублению знаний студентов в производственной сфере. Этим формируются черты личности в период бурно развивающегося производства.

Под понятием новой технологии, часто понимается какой – либо технологический прием. Однако понятие новой технологии сейчас является более широким и глубоким. В технологической литературе период научно-технической революции характеризуется как период технологической революции. Значимость технологической подготовки студентов диктует необходимость тщательного пересмотра ее структурных и содержательных компонентов.

Термин «технология» состоит из латинских слов: «techne» – искусство, ремесло, наука и «logos» – понятие, учение. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова: Технология – это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [1].

Схема приоритетов в науке, технике, новые социально-экономические реалии, безусловно, привели к определенным сдвигам в сфере образования. Появляются новые образовательные структуры: лицеи, колледжи, школы с альтернативной программой обучения, профессионально-технические школы, ориентированные на современные производства и технологии; разрабатываются различные авторские методики и технологии обучения, происходит интеграция науки, техники, технологии во все сферы жизни человека, по-новому определяются некоторые понятия, так например, частно-научное понятие технология переходит в разряд общенаучных, возникают такие сочетания как технология обучения, политическая технология, социальная технология и др.

В самой абстрактной форме «технология» есть обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных обществом. В широком смысле: технология есть совокупность (система) представлений и действий, направленных на оптимальную реализацию общественной практики. В более узком смысле под технологией понимают упомянутую систему применительно к отдельным сторонам этой практики: к какому-то производству, к научному исследованию, образованию, обучению и т.д. [2].

Содержание технологической подготовки, по словам П.Р. Атутова определяется тем, что возникает важность комплексного подхода к разрешению проблем преобразовательной деятельности человека. Иначе говоря, ведущее место занимает вариативная технология, предусматривающая получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи. Убыстряющийся ход научно-технического прогресса обусловил, в частности, выделение и развитие проблемно-ориентированных комплексных научно-технических дисциплин (эргономика, информатика, инженерная экология и т.д.). Овладение общими и элементарными основами этой области знаний в принципе необходимы каждому образованному человеку. Именно они и составляют содержание технологической подготовки [3].

Суть технологической подготовки П.Р. Атутов выразил следующим образом: «это развитие творческого мышления у школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании цельной технологической картины мира, где системообразующим центром является человек» [3]. Технологическая подготовка трактуется как элемент профессионального образования и средство для его получения. Она может быть направлена на усиление научных основ современной техники и технологии.

Особенности технологической подготовки: выполнение практических заданий, формирование технологических знаний и умений, обучение построению технологического процесса отражены в работах И.О. Магомедова, Ш. Рузиева, И.Д. Чечель и др. Анализ работ указанных авторов показывает, что в них рассматривается влияние политехнических знаний и умений на технологическую подготовку старшеклассников.

С.Я. Батышев указывает, что «технологический процесс – это совокупность воздействий, естественнонаучных и трудовых, в результате которых изменяется предмет труда (формы, состояние, состав, положение)» [4].

Госстандартом установлено, что технологический процесс-это «…часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и определению состояния предмета труда».

Профессиональное обучение охватывает знания по технологическим операциям и умения и навыки их выполнения. Основными компонентами, составляющими основу технологической подготовки студентов, являются: грамотное чтение рисунков, эскизов и чертежей изделий; чтение и пользование технологическими и инструкционными картами; определение последовательности технологических операций; умение подбирать инструменты и материалы; соблюдение правил безопасности труда; умение применять компьютерные методы разработки технологического процесса; умение пользоваться специальной и справочной литературой.

Специфика художественно-технологической подготовки с применением декоративно-прикладного искусства заключается в том, что они характеризуются практическим исполнением с учетом особенностей используемого материала. Как известно, сырьем для изготовления изделий казахского декоративно-прикладного искусства служат дерево, металл, кость, рога, шерсть, хлопок, кожа, мех. Обучение студентов использованию этих материалов требует знания, лишь ему присущей специфики художественно-технологической обработки, которые отличают их. При художественно-технологической обработке сырья и полуфабрикатов, из которых изготавливаются изделия декоративно-прикладного искусства необходимо специальное оборудование, инструменты и приспособления. Студенты должны владеть традиционной техникой и технологией пользования этими инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой обрабатываемого сырья и материала. Художественно-технологическая подготовка студентов для изготовления изделий казахского декоративно-прикладного искусства требует применения специфичных инструментов и оборудования.

Появилась необходимость обновить базовое содержание технологии обучения, созданию альтернативных комплектов, построенных на основе развивающего характера обучения, системности, последовательности сочетания методов преподавания и методов учения.

Содержание современной технологии образования выделяет инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантная часть базового компонента содержания образовательной системы включает фундаментальные идеи, принципы, основополагающие представления, взгляды на технологию обучения студентов и ее результаты.

Вариативная часть содержания технологии образования предусматривает усвоение общих способов технологического преобразования материала путем моделирования научно-производственного процесса. В любой области преобразовательной деятельности, обладающим свойством технологичности, можно построить последовательные этапы практического воплощения идей, замыслов на основе приобретенных знаний студентов.

Декоративно-прикладное искусство – это обширная область искусства, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Благодаря соединения техники, технологических приемов обработки материалов достигается особая декоративная выразительность и красота предмета. Произведения декоративно-прикладного искусства классифицируются по:

– практическому назначению - утварь, мебель, одежда, обувь, орудия труда;
– материалу – дерево, металл, керамика, текстиль, шерсть, кожа, ткань, стекло, пластмасса;
– технике исполнения – резьба, роспись, мозаика, чеканка, инкрустация, вышивка, макраме, шнуровая вязь, аппликация.

Обучение декоративно-прикладному искусству как разделу учебной программы технологии труда общеобразовательной школы способствуют всестороннему развитию личности, укреплению связи школы с жизнью, формированию материалистического мировоззрения, знаний традиционной технологии.

Задачи декоративно-прикладного искусства определяются в зависимости от тенденций развития науки и техники, современных требований жизни. В частности, определяя задачи декоративно-прикладного искусства в Y-IХ классах, необходимо учитывать это положение, которое занимает обучение декоративно-прикладному искусству в системе начальной профессиональной подготовки в объеме общего среднего образования. Поэтому Методика преподавания декоративно-прикладного искусства раскрывает дидактическую взаимосвязь занятий декоративно-прикладного искусства с другими дисциплинами, и служит средством закрепления знаний, полученных на уроках черчения, рисования, математики, химии, физики, биологии. Рабочая ссылка на публикацию о проекте Колумбус казино.

Процесс обучения декоративно-прикладному искусству должен способствовать воспитанию у учащихся любви к народному творчеству, бережному отношению к историческим ценностям прикладного искусства, сохранению лучших традиций народных мастеров и умельцев. с элементами декоративно-прикладного искусства.

Раскрывая огромную духовную ценность изделий декоративно-прикладного искусства, формируется эстетический вкус, вооружаются художественными, технологическими знаниями, развиваются умения и навыки. Для того, чтобы целенаправленно воспитывать творческую личность, необходимо знать процессы, факторы, механизмы, ее формирующие.

В результате преобразования материала в декоративные формы формируются художественные и технологические навыки. Они познают красоту труда, участвуя в создании выразительных изделий, получают удовлетворение от результатов творческой деятельности.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Учебно-воспитательная деятельность педагога – творческая, а творчество, как известно – создание чего-то нового, имеющего общественную ценность. Следуя необходимости формирования у студентов устойчивого мировоззрения и творчества, профессиональных знаний и умений по казахскому декоративно-прикладному искусству нами проведен анализ, который позволил определить требования к содержанию, методике обучения, организации профессиональной подготовки будущих учителей технологии труда.

Исследования современного состояния профессиональной подготовки студентов по казахскому декоративно-прикладному искусству помог определить ряд проблем, которые связаны с отсутствием конкретной отработанной программы в вузах Республики. По учебным планам трех сравниваемых вузов обнаружено то, что цикл специальных дисциплин не всегда соответствуют современным требованиям, а имеющиеся, нуждаются в совершенствовании содержания в соответствии с государственными общеобязательными стандартами профессионального образования.

Литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1983. 816 с.
2. Сейтешев А.П., Абдыкаримов Б.А. Научные основы профессионально-технической подготовки. Алма-Аты, 1993. 431 с.
3. Атутов П.Р. Теоретические основы обучения технологии в школе. Книга для учителя. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. 342 с.
4. Батышев С.Я. Теория и методика бригадного обучения. М.: АПО, 1996. 264 с.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты