ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ВО ВРЕМЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
I
  Оплата налогов через банки

    В связи с кризисом ликвидности банковской системы государством были предприняты меры к тому, чтобы налоговые платежи поступали в бюджет своевременно. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ "…налоговые органы не вправе взыскивать с налогоплательщиков суммы налогов, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков на основании их платежных поручений и не перечисленных по вине кредитной организации в бюджет." Налоговые органы должны осуществлять проверки банков, не исполняющих своевременно платежные требования клиентов на перечисление платежей в бюджет и внебюджетные фонды, и составлять реестр таких банков .

Проблемы, связанные с задержками перечисления налоговых платежей, вызванными банками, можно свести к минимуму следуя правилам:

  1. перед открытием банковского счета, с которого будут перечисляться налоговые платежи, проверьте не включен ли выбранный вами банк в вышеупомянутый реестр. Несмотря на то, что процедура еще не разработана, список банков может быть опубликован в официальной и неофициальной прессе (например, "Российские вести", "Вестник Банка России" и т.д.);
  2. всегда сохраняйте копии платежных поручений и будьте готовы предъявить их налоговому инспектору в подтверждение осуществления поручения банку на перевод средств;
  3. проверьте наличие на счете суммы, достаточной для осуществления платежа. Если платеж задержан из-за недостаточности средств, налогоплательщик может быть оштрафован независимо от того, знал ли он о недостаточности суммы на счете или нет.
Если ваша компания следовала приведенным выше правилам, то в случае неисполнения банком платежного поручения налоговая инспекция будет проверять банк, чтобы удостовериться, что задержка или невыполнение налоговых платежей произошли не по вашей вине.

II
  Девальвация налоговых обязательств

    Резкая девальвация рубля по отношению к другим валютам негативно сказалась на бюджете, поскольку валютный эквивалент налоговых обязательств, начисленных до 17 августа 1998 г. и не внесенных в бюджет, теперь составляет всего около 40% от своего первоначального значения.

Если ваша компания занимается экспортом или торговлей импортными товарами в России, вероятно, что ваши рублевые доходы возрастут. Вам следует рассмотреть возможность погашения старых налоговых обязательств, пока они составляют меньшую долю от вашей выручки, и пока штрафы за просрочку относительно невелики (см. ниже).

Если, напротив, ваша компания производит и реализует продукцию на российском рынке или если объем продаж во многом определяется ценой, вы не сможете использовать преимущества девальвации, и отношение накопившейся задолженности по налогам к продажам останется на прежнем уровне. Однако, если ваши рублевые счета заморожены в проблемных банках, вам следует попытаться добиться от банков перевода недоступных иным способом средств в бюджет в погашение задолженности по налогам, поскольку налоговые органы обладают большими, чем вы, возможностями по воздействию на банки.


III
  Избежание или минимизация налоговых штрафов и пени

    В условиях экономического кризиса руководству компании очень важно сосредоточить свои усилия на решении коммерческих вопросов, таких как поддержание доходов компании, взыскание задолженности, реализация запасов и обеспечение ликвидности. Урегулирование налоговых споров отнимает время у руководства и может привести к серьезным финансовым потерям в то время, когда предприятие меньше всего может себе это позволить.

В настоящее время ставки штрафов и пени за несоблюдение порядка представления деклараций и оплаты налогов сильно варьируются:

  • сокрытие или занижение: 100% от сокрытой или заниженной суммы, суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы. В случае повторного нарушения, штраф взыскивается в двойном размере. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода штраф может быть взыскан в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ;
  • несвоевременное представление документов: 10% от причитающейся к уплате суммы ;
  • задержка уплаты: 0,06% от неуплаченной сумы за каждый день просрочки - за период до 1 апреля 1998 г. плюс 0,1% за каждый день просрочки после 31 марта 1998 г .
Следующие советы позволят вам свести эти штрафы и пени к минимуму:
  • избегайте спорных и рискованных налоговых схем;
  • отражайте весь оборот и поступления, включая денежные и по бартеру, в учете и соответствующих налоговых расчетах;
  • рассмотрите возможность добровольного раскрытия сумм, неотраженных в налоговых расчетах за прошедшие периоды. Погашение старых задолженностей по налогам, особенно начисленных до 17 августа 1998 г., может обойтись не так дорого в реальном выражении и повлечет меньшие штрафы, чем если задолженность вскроется в ходе налоговой проверки;
  • обеспечьте четкое понимание и соблюдение внутренних процедур подготовки и подачи налоговых расчетов, включая проверку и порядок оплаты;
  • сохраняйте копии расчетов с отметкой налоговой инспекции как свидетельство своевременного представления.
Предприятиям, не оплатившим задолженности по налогам, возникшие до 1 апреля 1998 г., размер пени за каждый день просрочки был уменьшен задним числом до 0,06%. Таким образом эти предприятия-должники оказались в более выгодном положении, чем добросовестные налого-плательщики. Аналогичная ситуация возникла с 17 августа 1998 г., поскольку с этой даты рубль падал быстрее, чем на 0,1% в день (ставка пени за каждый день просрочки). Чтобы проиллюстрировать вышесказанное, представим российское предприятие, экспортирующее продукцию, цена которой зафиксирована в долларах США. Допустим, что у этого предприятия 17 августа наступал срок очередного взноса в бюджет в размере 60 000 рублей, который в то время был равен экспортному доходу в размере 10 000 долларов США. Если обязательство не было погашено до 25 ноября 1998 г., то 100 дней просрочки обойдутся предприятию в 6 000 рублей (10% от 60 000 руб.) штрафа, однако 66 000 руб. составят только около 3 300 долларов США экспортной выручки, если обменный курс на эту дату будет 20 руб. за 1 доллар США.

Следовательно, некоторые предприятия во время резкого падения рубля использовали налоговые обязательства в качестве дешевого источника финансирования. Помимо риска, связанного с прогнозиро-ванием скорости падения рубля, и обязанности предприятий уплачивать налоги в бюджет в установленные сроки, существует большая вероятность того, что Правительство, предпримет все меры к прекращению вышеупомянутой практики. Не исключено введение задним числом (несмотря на то, что законность такого введения спорна с правовой точки зрения) более строгих мер в отношении предприятий, задержи-вающих налоговые выплаты. В лучшем случае предприятия, которые постоянно нарушают установленный порядок, подвергнутся более сильному давлению со стороны местных налоговых органов, ответственных за собираемость налогов.


IV
  Отношения с налоговыми органами

    Экономический кризис привел к резкому снижению бюджетных поступлений и лишил Правительство возможности оплачивать расходы бюджета за счет иностранных займов. В связи с этим одной из первоочередных задач Правительства является увеличение собираемости налогов. Меры по увеличению налоговых поступлений могут включать регулярные налоговые проверки на предприятиях и наложение крупных санкций за нарушения налогового и валютного законодательства.

Следующие советы могут помочь предприятиям соблюдать требования налогового законода-тельства и контролировать свои налоговые расходы в условиях снижающихся доходов и прибыли:

  1. Уточните в своей налоговой инспекции, следует ли подавать нулевой расчет. Хотя необходи-мость подачи расчетов по налогам, от уплаты которых предприятие освобождено, не предусмотрена законодательством, некоторые налоговые инспекции требуют, чтобы компании подавали такие расчеты в любом случае. Узнав об этом своевременно, вы избежите споров с налоговыми органами и пени за задержку в подаче расчетов.
  2. Не ждите крайнего срока подачи расчетов - представляйте расчеты, по крайней мере, за 10 дней до его наступления. Если вы представите расчеты заранее, у вас будет достаточно времени для внесения изменений, если таковые потребуются, и вы избежите возможных штрафов.
  3. Незначительные налоговые обязательства лучше оплачивать наличными, избегая при этом возможных задержек с оплатой через банк.
  4. Проверьте правильность банковских реквизитов. Ошибки, допущенные при заполнении банковских реквизитов, не являются оправданием задержек в уплате налогов и скорее всего приведут к штрафам.
  5. Всегда сохраняйте копии расчетов с отметкой налоговой инспекции. Это позволит подтвердить факт подачи расчетов, если оригинал будет потерян в архивах налоговой инспекции.
  6. Постарайтесь избежать значительных переплат. Несмотря на требование законодательства, маловероятно, что налоговые органы примут к зачету или возвратят переплаченные суммы в связи с колебаниями обменного курса.
  7. Периодически посещайте своего налогового инспектора или звоните ему (мы советуем делать это раз в квартал), чтобы быть уверенным, что у вас нет никаких задолженностей.
Соблюдение всех или нескольких из вышеперечисленных правил позволяет свести к минимуму риск преследования со стороны налоговых органов за несоблюдение законодательства и штрафов за его нарушение.
 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: , контакты