ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

КАК ВЫБРАТЬ АБС ДЛЯ БАНКА

Как выбрать АБС для банка

Оксана Дяченко, "Банковское обозрение", №9, сентябрь 2006 г.
Банки все меньше используют собственные разработки
Выбор новой АБС — непростой процесс, эффективность которого зависит от действующей стратегии развития IT в банке. Каковы перспективы развития рынка АБС и как кредитной организации не ошибиться при выборе АБС — на эти вопросы отвечают эксперты «БО».
Н.Городецкая, директор центра компетенции компании IBS:
— Сегодня большинство российских банков стоит перед необходимостью замены или модернизации использующихся информационных систем в связи с тем, что многие из них функционально и технологически уже не в состоянии поддерживать растущий бизнес банка. В условиях жесточайшей конкурентной борьбы информационные системы в банке перестают быть просто инструментом для ведения бухгалтерского учета и получения отчетности для ЦБ РФ, а становятся основным средством поддержки бизнес-стратегии кредитной организации.
Стоит отметить значительное сокращение числа банков, планирующих эксплуатировать собственные разработки. Объясняется это ужесточением требований банков к функционалу и масштабируемости решений, что значительно увеличивает финансовые и временные затраты на их разработку, сопровождение и дальнейшее развитие. С другой стороны, это связано с непрерывным ростом требований законодательства.
Учитывая требования рынка, производители банковских систем предлагают либо «монолитную» АБС, являющуюся полнофункциональным решением, либо отдельные вертикальные приложения, каждое из которых решает отдельные задачи банковского бизнеса. И у того, и у другого подхода есть свои преимущества и недостатки.
Как правило, архитектура «монолитной» АБС, в основе которой лежит глубокая интеграция модулей, не позволяет достаточно быстро запустить в эксплуатацию функции для автоматизации розничных продуктов и получить эффект от внедрения уже через несколько месяцев. Одновременная замена практически всей информационной инфраструктуры требует от банка колоссальных усилий и ресурсов.
Другой подход — приобретение специализированных вертикальных решений для автоматизации отдельных банковских операций. Тем более что на рынке уже существуют продукты разных производителей для таких функций, как кредитование, казначейские операции и т. д.
Ю.Лашкарев, директор д-та финансовых и промышленных организаций компании «Prime group»:
— Основной чертой современного рынка АБС является сложность внедрения широко используемых в мировой банковской практике систем, не учитывающих специфику российского банковского сектора.
В среднесрочной перспективе крупные производители комплексных АБС адаптируют свои продукты к российским реалиям. Несколько крупнейших российских банков уже планируют переход на такие АБС.
Российские разработчики и поставщики будут искать вертикально интегрированные ниши и минимизировать стоимость внедрения и владения АБС, ориентируясь в первую очередь на средние банки. Это предполагает создание функционально узкоспециализированных коробочных продуктов.
Для средних банков последствия «неправильного» выбора АБС могут быть драматическими, если «неправильность» этого выбора осознана уже на последних этапах внедрения или на этапе опытной эксплуатации. Крупные банки менее «чувствительны» к неверному выбору АБС и всегда могут рассматривать стратегию развития IT на основе полного аутсорсинга.
А.Алисов, исп. директор компании «Деловые консультации, Санкт-Петербург»:
— Если давать совет банкам: как выбрать наиболее оптимальный вариант АБС, то сразу следует оговориться. Речь идет о промышленных АБС, а не о самостоятельных банковских разработках или «умерших», но находящихся в эксплуатации системах. За рамками рассмотрения, по понятным причинам, остаются также уникальные решения для многофилиальных банков из топ-10. В остальных случаях, на наш взгляд, основное влияние на выбор АБС оказывают следующие факторы. Во-первых, потенциал и репутация фирмы-разработчика. Во-вторых, выбор платформы, на которой разработана система. Последнее — параметры предлагаемого в рамках сопровождения пакета услуг.
Значимость именно этих факторов объясняется тем, что практически все АБС, находящиеся в промышленной эксплуатации в универсальных банках, с точки зрения функциональности примерно одинаковы.
Показатель «эффективность–стоимость» на сегодня является актуальным. Зачем покупать «тяжелую» систему для банка или филиала, в которых работают 10–20 человек?
Аналогичная картина с точки зрения предлагаемых программно-аппаратных платформ и СУБД. Рынок предлагает несколько вариантов СУБД и их комбинаций с популярными серверными платформами.
Наилучшим вариантом является выбор системы, оптимальной для банка по соотношению «функциональность–эффективность–стоимость», а также построенной на базе одной из известных и хорошо зарекомендовавших себя платформ. С другой стороны, важным критерием является способность компании-разработчика стать надежным партнером банка на длительный срок, готовность заинтересованно принимать участие в развитии бизнеса и решении текущих задач кредитной организации.
Андрей Висящев, исполнительный директор ЦФТ:
— На разных этапах развития банковского бизнеса советы банкам в части оптимального выбора АБС были разными. Сегодня самым актуальным советом будет один — выбирать АБС, которая сможет адекватно отвечать выбранной банком стратегии развития на ближайшие 5–6 лет. Информационные системы быстро устаревают, нельзя выбирать систему, которая отвечает только текущим потребностям банка.
Сегодня и на рынке банковской автоматизации активно развернулась война брэндов. При выборе банком поставщика решения роль брэнда компании-поставщика начинает играть важнейшую роль. Никто не спорит, что «отдаться» известному брэнду — нормальное решение, но важно другое: необходимо отдаться правильному брэнду. Узнайте, сколько инсталляций имеет данная АБС, каков опыт компании, которая должна стать вашим партнером, для банков вашего масштаба и ваших направлений бизнеса в вашей стране. Поэтому подумайте дважды, прежде чем смотреть на решения западных поставщиков.
Немаловажный фактор — это сервис, который должна предоставлять компания-поставщик, надо узнать отзывы банков о внедрении и сопровождении этих систем.
Марина Клановец, начальник управления разработки и внедрения АБС «Ва-Банк»:
— По статистике, на сегодняшний день в ведущих российских банках (топ-50) АБС российских поставщиков использует подавляющее большинство, а примерно 1/5 банков применяет западные системы и доверяет разработкам собственных IT-служб. При этом наблюдается тенденция к смене АБС собственной разработки на «промышленную» АБС российских поставщиков. О чем говорит такая специфика? Прежде всего о неудовлетворенности низким качеством разработок собственных служб IT и «привязанности» банка к условиям, которые навязываются несистемными разработчиками. Что касается внедрения западных АБС, то сложные централизованные системы всегда ставят проблему длительного внедрения, лишь по истечении которого можно сделать вывод о том, насколько данная система отвечает требованиям конкретного банка. Кроме этого любая западная система должна быть адаптирована к национальным условиям ведения бизнеса, и, соответственно, не всегда полученный результат по затратам и времени внедрения соответствует планируемым в банке в начале внедрения.
Актуальным для многофилиального банка также становится вопрос стратегического управления, так как мало быть просто большим банком, необходимо эффективно управлять кредитной организацией. Российские банки все чаще приходят к мнению, что работа финансового института должна двигаться согласно бизнес-анализу и прогнозным оценкам, предоставляемым банковской АБС, либо системой, интегрированной с ней и предоставляющей такой анализ.
На довольно плотном рынке банковских услуг в последнее время приоритеты смещаются в сторону расширения розничных услуг. В связи с этим банки ожидают от поставщиков программного обеспечения разработки так называемой универсальной платформы, которая позволит в любой точке присутствия банка в режиме on-line обеспечить клиента всем необходимым набором банковских продуктов. Для эффективного развития розничного бизнеса быстродействие системы имеет принципиальное значение. Такая система позволила бы без проблем отладить работу многих фронт-офисов (кассы, кредитные инспекторы, интернет-банк, информационные киоски, терминалы обслуживания пластиковых карт и т. д.), которые через единую «точку входа» имели бы доступ ко всей базе данных о клиентах и услугах. Дополнительные модули в таком случае органично через универсальную платформу присоединяются к АБС. Работа АБС строится на основе взаимодействия с единой базой данных в режиме реального времени.
В настоящее время российский банк, планирующий внедрение новой АБС, может пойти по одному из четырех путей. Во-первых, самостоятельная разработка системы. Во-вторых, приобретение готового решения и самостоятельная разработка недостающих модулей. В-третьих, приобретение тиражируемого решения и его подстройка под работу банка. И, наконец, заказ разработки системы исключительно «под себя». Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются второй и третий пути.

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: , контакты