ФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А № 169270 от 18.07.2005 г.

В № 000694 от 07.11.2005 г. (рег.№2118)
НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА Э.Г. СКИБИЦКОГО

НАУЧНАЯ ШКОЛА ЮБИЛЯРА В РАЗВИТИИ

А.Г. Шабанов
доктор педагогических наук, профессор,
директор Новосибирского филиала Современной гуманитарной академии

Эдуард Григорьевич Скибицкий свой 60-летний юбилей встречает созданием научно-педагогического подхода в исследовании актуальнейшей проблемы образования – разработки инновационных технологий образования. За неполные 10 лет после защиты докторской диссертации (1997) Эдуард Григорьевич и мобилизованные его идеями ученики (15) и последователи (20) смогли ответить на сложные вопросы педагогической практики:

  • «Организационно-педагогические условия информатизации системы образования (на примере Новосибирской области)» Соловьев Константин Анатольевич (1997);
  • «Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии» Осягин Дмитрий Юрьевич (1998);
  •  «Проектирование и использование компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников» Зуева Елена Ивановна (1999);
  • «Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения» Введенский Вадим Николаевич (2000);
  • «Использование комплекса интеграционных дидактических игр в процессе подготовки экономистов» Медведева Людмила Дмитриевна (2000);
  • «Формирование у учащихся обобщенной стратегии решения задач в процессе изучения основ информационного моделирования в базовом курсе информатики» Шкабура Ольга Владимировна (2000);
  • «Педагогические основы проектирования, создания и использования целостных компьютерно-ориентированных курсов для начальной профессиональной подготовки» Мордвинова Елена Леонидовна (2000);
  • «Педагогические основы создания и использования технологии мультимедиа в образовательном процессе» Шампанер Галина Марковна (2000);
  • «Теоретические основы экспертирования образовательных систем» Сидорина Татьяна Владимировна (2001);
  • «Технология формирования языковой профессиональной культуры у выпускников технических ВУЗов» Дёмина Ольга Африкановна (2001);
  • «Измерение и оценка педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой» Слуднов Александр Владимирович (2002);
  • «Управление многоуровневой профессиональной подготовкой специалистов финансово-экономического профиля» Пенчук Елена Станиславовна (2004);
  • «Педагогические основы разработки и использования дидактического обеспечения дистанционного обучения» Яхина Елена Петровна (2004);
  • «Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры личности обучающегося средствами информатизации» Артюшкин Олег Валентинович (2005);
  • «Формирование практико-ориентированных знаний, умений и навыков у студентов экономического профиля на основе компьютерных технологий» Геращенко Маужида Мидехатовна (2005)

и не заканчивая докторской диссертацией о моделировании процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования …

Основатель научной школы «Развитие современных знаний об инновационных технологиях обучения» на «общественных началах» Э.Г. Скибицкий имеет за своими плечами фундаментальный набор классической профессиональной и научно-педагогической подготовки.

Получив в 1969 г. высшее военное профессиональное образование в г. Ленинграде, затем, усилив его в 1973 – 1977 гг. в Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева (г. Москва), был
- и военным педагогом;
- и военным исследователем, и ученым секретарем (1992 – 1998 гг. Сибирский институт образовательных технологий РАО);
- и профессором (1998 – 2000 гг. НГАСУ), и заведующим кафедрой (Сибирский институт финансов и банковского дела);
- и научным руководителем ряда НИР (1992 – 1997 гг.  «Проектирование и разработка компьютерной поддержки преподавания общеобразовательных дисциплин в школе»; с 1997 г. и по настоящее время «Региональные проблемы дистанционного обучения» (на примере Сибирского Федерального округа);
- и научным консультантом (Новосибирский филиал СГА);
- и руководителем межвузовского семинара (1998 – 2006 гг.) «Актуальные проблемы развития современного профессионального образования»
и остается просто честным, принципиальным, добрым, мудрым ученым-учителем и человеком.
С юбилеем ВАС, наш дорогой учитель, успехов и процветания!

Ваши благодарные ученики

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГОВ – НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Э.Г. Скибицкий
доктор педагогических наук, профессор

Н.В. Фадейкина
доктор экономических наук, профессор,
ректор Сибирского института финансов и банковского дела,
г. Новосибирск

Обеспечение качественного образования, равной доступности для всех граждан требует институциональной перестройки образовательной системы, обновления ее структуры и содержания, усиления практической направленности образовательных программ и их дидактического обеспечения, формирования системы непрерывного профессионального образования. В связи с этим приоритетной задачей системы подготовки педагогических кадров становится повышение уровня их профессионализма.

Профессионализм педагога есть системная интегральная характеристика личности, совокупность педагогической компетентности, педагогического мастерства и профессионально значимых личностных качеств, это высокая подготовленность к компетентному выполнению педагогических задач в процессе профессиональной деятельности. Профессионализм педагога формируется в процессе целенаправленного постоянного повышения квалификации, творческой активности, продуктивной самостоятельной работы, направленной на самосовершенствование, развития способности удовлетворять возрастающие запросы общества в ситуации социально-экономических изменений.

Задача формирования профессионализма особенно актуальна для педагогов, осуществляющих свою деятельность в режиме дистанционного обучения. Личностная ориентированность дистанционного обучения предъявляет высокие требования к уровню компетентности педагогических кадров, способных плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения на различных образовательных уровнях в регионах, вдали от базового образовательного центра (учреждения).

Существующая сейчас система подготовки, повышения квалификации педагогов-профессионалов не готова обеспечить развитие их профессионализма в области теории и практики дистанционного обучения.

Педагогическая деятельность представляет собой решение взаимосвязанных профессиональных задач, встающих перед педагогом (передача знаний, развитие мотивации, руководство познавательной деятельностью обучающихся, разработка дидактического обеспечения, организация обратной связи, корректировка результатов учебной работы и др.). Для ее успешного осуществления система подготовки педагогов  должна  быть  ориентирована не только на усвоение системных  знаний  и формирование профессионализма, но и на решение ряда новых педагогических задач.
К сожалению, в настоящее время подготовка педагогов зачастую носит фрагментарный характер. Их знания в области педагогики, дидактики, методики, психологии, информатики, эргономики и других наук разрознены и часто остаются не востребованными в достаточной мере.

Центральное технологическое звено дистанционного обучения – активная самостоятельная учебная деятельность обучающегося, которая базируется на его способности реагировать в ходе обучения на свои учебные действия в соответствии с осознаваемой личной целью. Следовательно, основная задача педагога в процессе дистанционного обучения – координация (планирование, организация, контроль и др.) самостоятельной работы обучающихся. В связи с этим особую значимость приобретает личностно-ориентированный подход, который необходимо реализовать в условиях дистанционного обучения.

В режиме дистанционного обучения педагог выполняет функции высокоорганизованной интеллектуальной системы, и роль его остается ведущей. При этом педагог осуществляет свою обучающую деятельность в новой педагогической среде: обучающийся плюс педагогически полезное дидактическое обеспечение и средства коммуникации.
Дидактическое обеспечение оказывает воздействие на обучающихся опосредованно, через систему обучения с компьютерной поддержкой, заложенную в память компьютера, через стратегию и технологию обучения, реализуемую в данном дидактическом обеспечении. В этих условиях характер труда педагога существенно меняется. Результаты анкетирования более 65 педагогов показали, что не все они это осознают и на вопрос «изменяются ли функции педагога при работе в условиях дистанционного обучения?» 77 % опрошенных заявили, что функции значительно меняются, 13 % ответили отрицательно, и 10 % – неопределенно. Однако при этом большая часть педагогов отметила, что роль одних функций повышается, других – уменьшается.

С нашей точки зрения, в условиях дистанционного обучения на первый план в деятельности педагога выступают гностическая, проектировочная, конструктивная, организационная, информационная, контролирующая, коммуникативная, воспитательная и координирующая функции. Для обеспечения успешного выполнения этих функций подготовка и переподготовка педагогов должна проводиться в системе, включающей взаимосвязанные направления: психолого-педагогическое, технологическое и техническое [1] (рисунок). Рассмотрим их содержание.

Психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе в системе дистанционного обучения имеет свою специфику. Особенность деятельности педагога предполагает наличие шести ключевых профессиональных компетенций: социальной, коммуникативной, информационной, специальной, личностного самосовершенствования и когнитивной. Причем успешная деятельность педагога зависит от его профессионализма во всех этих сферах. Кроме того, в режиме дистанционного обучения педагог работает с обучающимся, который осуществляет свою учебную работу в соответствии со сложившимися у него лично значимыми целями обучения. Ему свойственны высокий уровень мотивации, познавательного интереса и навыки самообразовательной деятельности.

Схема
Основные направления подготовки педагогов
для работы в условиях дистанционного обучения

Психолого-педагогическое направление включает в себя знания в области педагогики, связанными с:

  • организацией образовательного процесса в условиях дистанционного обучения (сущность, особенности составляющих, методы, средства, организационные формы, критериальный аппарат и т.д.);
  • решением различных педагогических задач;
  • анализом результатов самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
  • принятием решений по совершенствованию процесса обучения и самокоррекции учебной деятельности обучающихся;
  • интеллектуальной готовностью внесения изменений в модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников дистанционного обучения и др.

Эти знания интегрируются со знаниями по психологии, информатике, эргономике и другим наукам.

Технологическое направление обеспечивает формирование способов и приемов деятельности преподавателей. Ведущие его функции заключаются в обеспечении интеграции смежных научных знаний при анализе и обосновании выбора эффективных путей организации обучения на каждом этапе, в каждой конкретной учебной ситуации, в раскрытии специфических педагогических задач, принципов, содержания, организационных форм и методов обучения по программе конкретной учебной дисциплины или цикла дисциплин.

Технологическое направление включает в себя выработку умений и навыков, связанных с:

  • проектированием содержания учебной дисциплины (например, интегрированные технологии, интегрированные курсы, интегрированные дидактические игры и тренинги, целостные компьютеризированные курсы, электронные учебники и др.);
  • организацией самостоятельной учебной работы обучающихся;
  • организацией и поддержкой оптимальной обратной связи с обучающимися;
  • контролем и своевременной коррекцией их учебной работы;
  • осуществлением непрерывного педагогического мониторинга результатов самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
  • прогнозированием дальнейшего совершенствования образовательного процесса и др.

Техническое направление связано с формированием информационной культуры педагогов. В этой связи предполагается знание основ в сфере информационных технологий и телекоммуникационных средств, в том числе и образовательных возможностей сети Интернет, умение педагогов целенаправленно их использовать в своей профессиональной деятельности.

Мы рассматриваем информационную культуру педагога в качестве непременной составляющей его профессионализма. Как показал опыт, информационная культура педагога – одно из основных условий создания той творческой комфортно-требовательной атмосферы, которая побуждает и поддерживает постоянный познавательный интерес обучающихся к учению, стимулирует их усилия по овладению навыками полезного использования средств информатизации (информационные технологии, телекоммуникационные средства, программно-техническое, психолого-педагогическое, эргономическое и другие виды обеспечения) для различных целей (управление, научно-исследовательская работа и т.д.) в педагогическом процессе в условиях дистанционного обучения.

Наши исследования показали, что успешное овладение каждым участником процесса дистанционного обучения средствами информатизации возможно лишь при осознании ими методологии их использования в различных целях и повышении уровня общей информационной культуры, который должен предусматривать, в том числе формирование этических норм общественного поведения в вопросах использования этих средств. Знание педагогами возможностей (технических и дидактических) средств информатизации, их роли как позитивной, так и негативной, позволит грамотно и целенаправленно использовать эти средства в профессиональной деятельности как при традиционном обучении, так и при дистанционном.

Поскольку педагог при дистанционном обучении выполняет различные роли, его необходимо готовить к этой деятельности как методолога, дидакта, методиста, организатора, консультанта, координатора, разработчика и менеджера.

Для подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного обучения нами разработан интегрированный курс «Организационно-педагогические основы дистанционного обучения». Цель курса ознакомить педагогов с теоретическими основами (терминология, технологии, организационные формы, педагогический контроль, специфика эмоционально-интеллектуального взаимодействия и др.), нормативно-правовыми и организационно-педагогическими аспектами дистанционного обучения; подготовить их к проектированию, разработке и использованию педагогически полезного дидактического обеспечения по различным областям знаний при дистанционном обучении и выбору оптимальных стратегий преподавания; способствовать овладению педагогами методикой проведения экспертизы педагогической полезности (целесообразности и эффективности) дидактического обеспечения дистанционного обучения; основами организации учебно-воспитательной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в предусмотренных условиях.

При разработке интегрированного курса мы опирались на философские учения о диалектической сущности и природе развития личности, психологические теории развития и деятельности, теорию системного анализа. При изучении проблем развития личности педагога в различных ситуациях мы использовали исследования, посвященные рассмотрению закономерностей формирования личности и профессионализма педагога в системе непрерывного педагогического образования, акмеологическому подходу к профессионально-личностному развитию личности, проблемам персонализации и самореализации личности, психолого-педагогическим проблемам развития личности педагога в системе повышения квалификации, основам моделирования как метода научного исследования и прогнозирования и др., исходя при этом из определения человека как целостного образования.

При проектировании и разработке интегрированного курса учитывались концептуальные положения о системно-синергетическом подходе; о деятельности, ее механизмах и роли в формировании личности; об индивидуальности личности как субъекта деятельности; о закономерностях становления «Я-концепции» личности; о детерминирующей роли социальной среды в становлении личности; о мотивации как психолого-педагогической категории; о компетентностном подходе к профессиональному образованию педагогов; об инновационных процессах в образовании; о необходимости внедрения современных педагогических технологий в реальную практику и др.

При конструировании интегрированного курса мы придерживались основных общесистемных принципов, конкретизированных применительно к процессу формирования профессионализма педагогов по работе в режиме дистанционного обучения на основе современных достижений в области педагогики, психологии, дидактики, методики, информатики, эргономики и других наук. К числу основных общесистемных принципов, обеспечивающих реализацию всех остальных, можно отнести целеустремленность, организованность, динамичность, целостность, эволюционность, открытость, приспособляемость, полифункциональность, самодостаточность, воспоизводимость, технологичность [2].

Предлагаемый нами интегрированный курс включает следующие темы:
1. Теоретико-методологические основы дистанционного обучения.
2. Организационно-правовые аспекты дистанционного обучения.
3. Психологические аспекты дистанционного обучения.
4. Профессионально-педагогическая деятельность педагога в условиях дистанционного обучения.
5. Технологии, используемые в системе дистанционного обучения.
6. Методы, средства и организационные формы дистанционного обучения.
7. Дидактическое обеспечение дистанционного обучения.
8. Организация педагогического контроля при дистанционном обучении.
9. Специфика эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающегося в условиях дистанционного обучения.
10. Эргономические требования к организации деятельности участников дистанционного обучения.
11. Оценка педагогической полезности дидактического обеспечения дистанционного обучения.
12. Региональные аспекты дистанционного обучения.

На изучение данного курса отводится 72 часа. Форма контроля: реферат и зачет. Курс сопровождается дидактическим и программным обеспечением. В настоящее время данный курс применяется в Сибирском регионе при подготовке и переподготовке педагогических кадров для работы в режиме дистанционного обучения.

Проведенная опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности выявленной совокупности организационно-педагогических условий  показала, что эти условия необходимо учитывать при организации системы дистанционного обучения на любом образовательном уровне. Корректное выполнение этих условий в реальной практике позволит осуществлять продуктивное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие участников процесса дистанционного обучения и обеспечит выполнение их образовательных запросов.

Для создания единой системы подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного обучения требуется проведение целого комплекса мероприятий, в том числе:
– конструирование педагогически полезных интегрированных технологий по различным областям знаний и их реализация при подготовке педагогов;
– разработка базовых интегрированных курсов или системы интегрированных курсов и их апробация в реальной педагогической практике;
– открытие новых центров подготовки и переподготовки педагогических кадров;
– создание и поддержка распределенной информационной системы, содержащей все необходимое педагогически полезное дидактическое обеспечение;
– разработка и выпуск новых учебных пособий и программ курсов, обеспечивающих подготовку и переподготовку педагогических кадров;
– проведение регулярных конференций, семинаров и круглых столов, посвященных проблемам дистанционного обучения.

Литература
1. Скибицкий Э.Г., Шабанов А.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: Монография. – Новосибирск: СИФБД; СГА, 2004. – 224 с.
2. Скибицкий Э.Г. Принципы построения компьютерной поддержки для дистанционного обучения // Открытое образование. – 2004. – № 3 (44). – С. 8.

Подробнее о книге

 
©2003, СИФБД
 : ,
230506916 - онлайн-консультации